Как учителя в Калужской области помогают интегрировать в общество детей мигрантов

Обычно инновации в образовании зарождаются в столицах, а потом неспешно распространяются по стране. Но всякое правило интересно исключениями. В небольшом городке Белоусово Калужской области работает образовательный проект "Одинаково разные", который может стать образцом для многих школ страны: его создатели всего за несколько месяцев добились определенных успехов в адаптации детей мигрантов к школьной жизни и общению с русскоговорящими сверстниками. Все началось с того, что двое молодых учителей, прошедших подготовку по программе "Учитель для России", устроились на работу в местную среднюю общеобразовательную школу № 2. И вдруг столкнулись с проблемой, к которой их не готовили. Многие ученики просто не могли понять, что им пытаются сказать преподаватель математики и английского Никита Савостиков и учительница немецкого языка Надежда Соколова. "У школы № 2 два здания. В одном из них 48% процентов учеников — инофоны (носители иностранного языка и соответствующей языковой картины мира — прим. ТАСС). Эти дети приехали в Белоусово вместе с родителями из Таджикистана, Узбекистана, Армении и других стран СНГ. Русский язык для них не родной. И многие владеют им на слабом уровне, — объясняет ситуацию Никита Савостиков. — А в целом по школе инофонов — примерно 25−30%. Очень высокий процент". Из-за плохого знания русского детям мигрантов сложно находить общий язык с учителями и другими учениками. Плюс разница культур мешает им приспособиться к новой реальности и стать частью школьного сообщества. Необходим длительный период адаптации и интеграции. "И далеко не всегда он завершается успешно, — продолжает Никита Савостиков. — А главное, при любом исходе дальнейший путь детей-инофонов предрешен. Ведь они долго учат русский язык и из-за этого хуже усваивают все остальные школьные предметы. Результаты ОГЭ у них ниже. А значит, мало шансов пойти в десятый класс и поступить в вуз после окончания школы. Они, скорее, пойдут зарабатывать сразу после девятого класса, тем более, что многие такие дети — из малообеспеченных семей, нуждающихся в дополнительном заработке. А какая работа их ждет? Неквалифицированная и низкооплачиваемая. И все из-за того, что у них не было равных образовательных возможностей с другими детьми. Формально они есть. Но на деле — нет. Когда мы это поняли, то решили — мы должны попытаться устранить это неравенство". И они попытались: нашли еще двух единомышленников, тоже участников программы "Учитель для России" Федора Бажанова из Ермолино и Елену Бахтину из Обнинска, получили поддержку директора школы, связались с министром образования и науки Калужской области Александром Аникеевым. Тот согласился, что проблема в регионе действительно есть, но у министерства пока нет ресурсов для ее решения. И тогда к началу нового учебного года энтузиасты самостоятельно подготовили проект "Одинаково разные", а 7 октября запустили его в рабочем режиме. Яблоко в протянутой руке Проект "Одинаково разные" работает в формате школы выходного дня. Детям тут рады всем: и тем, кто плохо знает русский язык, и тем, кто в России родился. Занятия проходят раз в неделю, по субботам. "Образовательная площадка открыта для всех. В этом, с нашей точки зрения, и есть главный секрет социализации учеников-инофонов. В стандартной школьной среде с классно-урочной системой очень тяжело начать общаться с кем-либо. За новыми, неформальными контактами, которые позволят им вместе развиваться дальше, дети приходят к нам, — говорит Никита Савостиков. — Если детям нужны дополнительные образовательные возможности — они также их получают. Нужна площадка для самореализации и развития — мы стремимся ее создать. Есть три правила, которым мы неукоснительно следуем: участие, уважение и равенство. Благодаря этим трем ценностям, которые мы все время проговариваем, детям комфортно в школе выходного дня". Программа школы состоит из трех основных блоков. Первый — работа в проектных группах. Все они авторские. Одна называется "Книга историй". "У каждого из детей есть история из своей жизни, которой ему хочется поделиться с другими. Этот проект дает такую возможность, — поясняет Надежда Соколова. — Сначала дети рассказывали друг другу истории, не ограниченные какой-либо темой. А потом стало понятно, что прежде всего им важно рассказать о странах, в которых они родились. Например, один мальчик из Армении объяснял, как правильно выбрать яблоко на рынке. Что нужно взять его в руку определенным образом, а потом ударить по нему другой рукой. И если яблоко не вомнется в руку, значит, оно хорошее и сладкое. У всех детей есть истории, которые многое для них значат". Рассказанные истории записываются в формате подкастов — аудиозаписей. Участники группы хотят со временем отобрать самые интересные из них и издать печатную "Книгу историй". Проектная группа "Документальный театр" помогает детям разобраться в своем внутреннем мире. Пережить то, с чем сложно правиться в одиночку, показав свою боль другим. "Каждый раз, собираясь вместе, ребята сами выбирали темы, которые им интересны. Например, тему страхов. Они брали диктофон и рассказывали, кто и чего боялся в детстве, чего опасается сейчас. Некоторые делились страхом перед будущим. На следующей встрече была другая тема для беседы. Так у ребят накопилось несколько записей на разные темы, — рассказывает Надежда Соколова. — Потом они отобрали самые удачные записи и фразы, собрали из них одну общую аудиозапись. Теперь ребята выходят на сцену и импровизируют, стараясь передать то, что слышат". В еще одной проектной группе дети занимаются световым рисунком. Устанавливают фотоаппарат на длинную выдержку, встают перед объективом, берут в руки фонарики — и начинают творить — рисовать светом в пространстве. "Это не так просто, как кажется. Нужно иметь хорошее пространственное воображение. Заранее представить, что ты хочешь создать, какой рисунок или абстрактную фигуру. Еще необходимо разбираться в технической стороне процесса. Поэтому сейчас дети не только учатся рисовать, но и знакомятся с устройством фотокамеры, с процессом фотографии, — рассказывает автор и ведущий этой проектной группы Никита Савостиков. — Каждый раз мы совершаем с ними маленькие открытия, и это очень здорово. Но еще важнее, что у ребят появляется прекрасный повод для общения. Когда дети вместе занимаются одним делом, объединены какой-то идеей, формируется общее пространство для коммуникаций". Надежда Соколова полностью согласна с такой расстановкой приоритетов: "В обычной школьной жизни дети ничего не знают об интересах друг друга. Не подозревают, что у них могут быть схожие проблемы. А когда мы собираемся вместе, ребята вдруг обнаруживают, что у них очень много общего. Что они слушают одинаковую музыку или смотрят одни и те же фильмы. И из этого рождаются другие отношения. Дети понимают: национальность не имеет значения. Общие интересы важнее, чем то, откуда ты приехал, или на каком языке разговариваешь. Все строится на том, что вы вместе делаете одно общее дело". Школа свободного посещения Второй блок школы выходного дня образовательный — консультации по школьным предметам в формате open space. Цель — повысить мотивацию к получению знаний. В просторном зале — столы, за каждым — учитель, готовый помочь разобраться в сложной теме или рассказать что-то новое и интересное. Приходить или нет, к какому столу подойти, о чем спросить — личный выбор каждого. "Мы видим, что есть определенная проблема в том, что общество и технологии сегодня уходят вперед, а школа стоит на месте и не может мотивировать детей. Поэтому мы и предложили именно такой формат — когда ребенок может прийти за знаниями по собственной воле, — объясняет Никита Савостиков. — И формат open space оказался востребован. Каждую субботу к нам приходят примерно 25 детей. Причем среди них высок процент тех, для кого русский — не родной язык. Около 70%. А всего с начала работы школу выходного дня посетили 57 детей". Многие дети не пропустили ни одной встречи, ни одной консультации. Проблема пока только в том, что учителей в команде проекта сейчас всего шестеро, все из разных наборов программы "Учитель для России". Но проконсультировать детей по всем школьным предметам они не могут, а помощи старших коллег из школы № 2 пока нет: они восприняли проект позитивно, но тратить личное время в выходные пока не готовы. Но зато на помощь пришли другие участники программы "Учитель для России", и теперь каждую субботу в Белоусово приезжают провести предметные консультации молодые учителя со всей Калужской области — из Тарусы, Обнинска, Калуги. Сегодня в проекте приняли участие уже 13 учителей. "Дети очень любят, когда их посещают гости, а гости очень любят приезжать к нашим детям, — говорит Надежда Соколова. — Атмосфера царит душевная. Все в плюсе: и учителя, которые почувствовали себя в школе, но в совершенно другой роли, и дети, которые познакомились с новыми людьми или, наоборот, встретили старых знакомых". Сейчас участники проекта хотят пойти дальше — дополнить предметные консультации уроками русского языка. Ведь стандартная школьная программа не рассчитана на детей-инофонов. Но, к сожалению, специалистов по преподаванию русского языка как иностранного среди учителей-энтузиастов нет. Тем не менее они все равно пытаются освоить специфику этой работы: закупают учебные пособия, пробуют после уроков заниматься с отдельными детьми. За помощью — к мафии Третий блок школы выходного дня тоже работает на успешное освоение русского языка инофонами. Выстроен он в самом комфортном для детей формате — игровом. Настольные игры помогают им развивать грамотную устную речь. "Мы играем с ребятами в "Гномов и вредителей", "Шляпу", в другие игры. Но прежде всего — в спортивную "Мафию". Ведь в этой версии игры важны навыки очень четкой и связной аргументации. Существуют определенные шаблоны, как донести свою мысль до других участников, — поясняет Никита Савостиков. — Эти шаблонные фразы помогают освоить речевые конструкции, расширить словарный запас. А поскольку контекст им интересен, ребята заинтересованы в работе над своей речью. Они хотят, чтобы их услышали. "Мафия" для нас — большой помощник". В другие города Проект "Одинаково разные" включает не только школу выходного дня. Раз в месяц организаторы собирают желающих отправиться на экскурсию в другие города региона, а минобрнауки Калужской области выделяет им для этого специальный автобус. В Тарусе школьники из Белоусова посетили музей семьи Цветаевых. В Калуге — Музей истории космонавтики. А чтобы было интересно и тем, кто русским пока владеет плохо, для них разработаны специальные квесты. "В том, что "космический" квест будет интересен всем, мы не сомневались. А вот перед посещением дома-музея семьи Цветаевых сомнения, признаться, были, — вспоминает Никита Савостиков. — Ведь школу выходного дня посещают в основном ученики 7−8-го класса. А Цветаеву проходят чуть позже, и многим даже ее имя не знакомо, что уж говорить о творчестве. Поэтому мы решили подготовиться заранее: читали стихи Цветаевой, обсуждали. И это помогло: большинству детей было интересно. Тем более что в этом музее работает действительно выдающийся экскурсовод. Но поскольку у него довольно сложная речь, части детей было сложно ее понять. Они заскучали. Впрочем, мы знали, что так будет". Сейчас команда проекта готовит поездку в Москву. Дети смогут познакомиться со столицей России в интерактивном формате — узнают город ближе с помощью квеста. Потом отправятся в палеонтологический музей. А 24 декабря в школе Белоусова состоится фестиваль. Проект "Одинаково разные" представит свои достижения родителям, учителям и другим ученикам. Участники расскажут о том, куда они ездили, покажут свои работы, да еще и угостят всех национальными блюдами. Как гости фестиваля оценят их старания, команде проекта очень важно. Но главную оценку они уже получили. "Мы видим, что многим детям стало легче находить общий язык и с одноклассниками, и с учителями. Вот лишь один пример: в начале года к нам в школу поступили двое школьников из Таджикистана, брат и сестра. Он учится в 8-м классе, она — в 7-м. Оба почти не говорили по-русски. Держались друг друга, ни с кем не общались. Было сложно вытянуть из них хотя бы слово, — рассказывает Надежда Соколова. — Сразу после старта проекта мы пригласили их в школу выходного дня. И теперь наблюдаем, как оба раскрываются прямо у нас на глазах. Они перестали бояться разговаривать, стали делиться впечатлениями. Мальчик пользуется уважением у детей. Остальные с нетерпением ждут, что он скажет — и не важно, с ошибками или нет. Намного важнее, чтобы он просто сумел донести свою мысль. Как учитель я могу судить, что обретенная уверенность в себе помогает им не только в общении, но и в учебе. Хочется ловить такие моменты, чтобы видеть — затеянное нами дело и правда стоящее. Будем думать, как развивать его дальше". Полина Виноградова

Как учителя в Калужской области помогают интегрировать в общество детей мигрантов
© ТАСС