Вузы поддержали инициативу Минобрнауки по введению академической мобильности
МОСКВА, 4 декабря. /ТАСС/. Академическая мобильность, об эксперименте по введению которой заявило Минобрнауки РФ, позволит студентам выбирать лучшие образовательные программы в российских вузах и повысит конкуренцию среди них. Однако нововведение потребует разработки единообразных учебных программ и дополнительного финансирования. Как относятся к инициативе в регионах, к чему приведет усиление академической мобильности и с какими проблемами может столкнуться проект, корреспонденты ТАСС узнали у руководства вузов, экспертов и студентов. В частности, руководителей вузов волнует, кем и как будут распределяться государственные деньги, выделяемые на финансирование обучения, какие усилия потребуются для приведения к единым стандартам образовательных программ. Студентов же беспокоит, кто и сколько заплатит за переезд и проживание в другом городе. Ранее Минобрнауки сообщило о запуске эксперимента в сфере высшего образования, который позволит студентам выбирать, в каком вузе они хотят прослушать курс тех или иных лекций. Запуск эксперимента планируется в сентябре 2018 года под рабочим названием "Академическая мобильность". Этот проект позволит значительно расширить взаимодействие научных сотрудников, вузов и студентов, отмечают в министерстве. Мобильность приведет к конкуренции Список участников эксперимента не уточнен, но опрошенные ТАСС представители университетов положительно оценили инициативу министерства и выразили желание присоединиться к проекту. В частности, руководители вузов отметили, что академическая мобильность приведет к конкуренции за студентов и повышению качества образования. Внедрение программы мобильности "будет подстегивать вузы, конечно, к тому, чтобы развиваться", считает ректор Томского государственного университета (ТГУ) Эдуард Галажинский. "Если есть курсы более сильные и интересные, студент просто пройдет их в другом вузе. С другой стороны, это возможность к кооперации, потому что ты можешь использовать ресурс другого университета для себя", - отметил он. Ректор Мурманского арктического государственного университета (МАГУ) Андрей Сергеев считает, что возможность для студентов выбирать место прохождения отдельных курсов усилит конкурентоспособность вузов. "Преподаватели не смогут навязывать свои субъективные подходы. Это хорошая, своевременная инициатива", - считает ректор МАГУ. Возможность выбора будет несомненно выгодна и студентам, поскольку позволит им выбирать лучшие курсы по своей специальности в разных вузах. "Нет таких университетов, которые были бы лидерами абсолютно во всех научных направлениях, и когда у будущего специалиста появляется возможность взять лучшее для своей профессии там, где оно есть, это можно только приветствовать", - отметил ректор Нижегородского государственного технического университета (НГТУ) Сергей Дмитриев. С этим мнением согласен и ректор Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского (ННГУ) Евгений Чупрунов. По его словам, система мобильности позволит развивать мышление студентов через призму разных подходов и взглядов, дисциплин и научных школ. Как отметил Чупрунов, в Европе такая системы внедрена давно и показала свою успешность. "Это в какой-то степени еще и шаг в сторону междисциплинарности. В конце концов, студент может поехать не обязательно один в один послушать тот же курс. Ему, скажем, для дипломной работы, для диссертации нужно послушать курс какой-то смежной науки. Между прочим, Европа так и живет", - подчеркнул ректор ННГУ. Новые вызовы Однако нововведение вызывает и ряд вопросов, касающихся конкретных механизмов реализации программы. Ректоры хотят знать, как она будет финансироваться, что будет с учебными программами отдельных вузов, которые сейчас могут значительно различаться. Логичным результатом программы академической мобильности станет приведение учебных программ к единым стандартам, считает ректор МАГУ Сергеев. Он подчеркнул, что сегодня из-за отсутствия такой унификации иногда возникают проблемы, когда студент переводится из одного вуза в другой. Его мнение поддержал первый проректор Воронежского опорного университета Сергей Сафонов. "Должны быть унифицированные учебные планы с одинаковым количеством зачетных единиц, трудоемкостью и так далее", - считает он. У руководителей вузов возникают вопросы, связанные с финансированием мобильности. Вузы хотят знать четкие "правила игры", что связано с "подушевым" принципом финансирования высшей школы. "Государственные средства выделяются строго на каждого обучающегося", - пояснил ректор НГТУ Дмитриев, добавив, что сейчас эти вопросы решаются по взаимной договоренности. "Если мы взяли не 10, а 100 человек, кто это будет оплачивать, кому будет перечисляться субсидия от министерства образования? Тому вузу, в который эти студенты приедут, или это будет обмен финансовыми средствами между вузами?", - сказал Сафонов. Он предложил, что начать эксперимент надо не с массовых выездов, а с небольших обменов по договоренности между вузами. Между тем, пока еще не решены многие вопросы, вузы уже начинают готовиться к возможному прибытию студентов из других университетов. Так, руководство ННГУ уже приняло решение заложить несколько блоков в строящемся общежитии специально для того, чтобы в будущем принимать студентов и аспирантов из других вузов, Реакция студентов Студенты, опрошенные ТАСС, по разному оценивают инициативу министерства. Сомнения учащихся в полезности программы вызывают различия, которые существуют сегодня в учебных планах разных вузов, а также возможные финансовые расходы. Как отметил студент Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета (СВФУ) Артем Ильин, при реализации программы нужно учесть и затраты на проездные расходы, связанные с академической мобильностью. "Стоимость проезда из Якутии в центральные города России высокая. Мне кажется, этот фактор необходимо учесть, особенно для студентов из дальневосточных вузов", - отметил он. Магистрант первого года обучения Антон Копнин из Института математики механики и компьютерных наук Южного федерального университета осторожно относится к идее мобильности. "Считаю проект "Академической мобильности" неприемлемым. Внутри университетов для каждой специальности есть продуманный, годами проработанный план. Предмет подается определенным образом, с расчетом на какие-то ранее приобретенные студентом знания на более ранних курсах", - считает он. "На мой взгляд, это равносильно тому, чтобы попытаться составить мозаику, используя пазлы из разных коробок. Никакой рисунок не получится", - уверен студент. Студент Физико-технического института СВФУ Петр Корнилов считает инициативу скорее полезной. "Инициатива нужная и полезная. Однако помимо национальной мобильности, нужно сохранить возможность и международных стажировок", - полагает он. Использовать опыт регионов Успешно реализовать новый проект должен помочь опыт студенческих обменов между университетами, который можно использовать для внедрения академический мобильности. Например, в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ) создан Дальневосточный центр онлайн-обучения. "Одна из задач центра - формирование нормативно-правовой базы, которая позволит студентам ДВФУ иметь возможность проходить курсы в других российских вузах. В данный момент Школа экономики и менеджмента ДВФУ запускает пилотный проект по обучению студентов в Томском государственном университете через он-лайн курсы", - рассказала заместитель проектора по учебной и воспитательной работе ДВФУ Анна Тышецкая. По ее мнению, студенты всех школ ДВФУ смогут дистанционно проходить дисциплины в других вузах с возможностью перезачесть результаты в своем университете. "ДВФУ одним их первых на Дальнем Востоке интегрирует такую форму в образовательный процесс", - отметила Тышецкая. Межвузовские программы обменов широко используются вузами Нижегородской области. Так, ННГУ в этом году принял к себе на обучение 47 человек, а также отправил 48 своих студентов в другие вузы. Но пока эта работа ведется только по международным программам. В другом вузе - НГТУ - готовят соглашение о сотрудничестве с одним из ведущих вузов страны - МИФИ: московские студенты будут приезжать в Нижний Новгород, чтобы прослушать курс по инжинирингу, который в вузе преподается на высоком уровне. В СВФУ много лет работает система Международного Университета Арктики, где существует программа мобильности, в том числе программа "Север-Северу" - обменная программа между вузами восьми арктических стран. "Мы активно в этом участвуем, имеем хороший положительный опыт", - рассказал первый замминистра образования и науки Якутии Михаил Присяжный. Студенты МАГУ проходят отдельные курсы в других вузах, в том числе иностранных, в первую очередь в странах Скандинавии.