«Если еще и углубленное изучение русского языка выберете — это вообще будет супер-пупер!»
Винер Харисов и Рамиль Халимов Фото: Олег Спиридонов 68,9% — ЗА ТАТАРСКИЙ Накануне заседания Госсовета РТ, где будет вновь обсуждаться языковой вопрос, власти решили продемонстрировать, как проблема будет решаться на местах, на примере Челнов. Выступили перед журналистами замруководителя исполкома Рамиль Халимов, курирующий сферу образования, и начальник управления Винер Харисов. Первым дело журналисты спросили о последнем выступлении Михаила Бабича. Напомним, что полпред ПФО заявил на днях, что специально для нужд регионов минобразования введет во ФГОС предмет «государственный язык», но преподавать его можно будет только в «части, формируемой участниками образовательных отношений», то есть в вариативной части. Власти же Татарстана, напомним, настаивали на сохранении языка именно в обязательной, инвариативной части учебного плана. Как оказалось, внятного понимания, как эта схема будет реализовываться на практике, у чиновников от образования нет. «Когда вопрос татарского языка возник, много было споров. Пока же принятых решений нет», — сказал Халимов на вопрос «БИЗНЕС Online» о том, слышали ли в Челнах о словах Бабича. - Тогда, может, логично было бы провести пресс-конференцию после принятых решений? — спросил корреспондент. — Потому что уже завтра вся информация, которая озвучена сегодня, может устареть. - Может, — согласился Халимов. — Но мы настолько быстро шагали, что и так можно, и сяк можно. Первое же, с чего начал докладывать Халимов, это итоги опроса, проведенного в октябре-ноябре среди родителей школьников относительно желания изучать татарский. По заявлению замруководителя исполкома, за изучение татарского языка высказались 68,9% челнинских родителей. На сомнения корреспондента «БИЗНЕС Online» относительно озвученных цифр Халимов сказал следующее: «Во-первых, татарские школы проголосовали 100 процентов за, а у нас их в городе 11 из 76. Дальше, в 21-й школе на ЗЯБе проголосовал 91 процент за татарский. 57-я гимназия ближе к 90% проголосовала. 78-й пушкинский лицей — очень высокий процент за татарский, — детализировал статистику чиновник. — Вот откуда результаты берутся! В вашей школе, может, действительно процент очень низкий, а другие школы голосовали вот так. Есть очень низкий процент — 30 с лишним. А мы средний городской процент выводим». Фото: mon.tatarstan.ru Низкая статистика в отдельных заведениях, считают в управлении, связана с недостаточной работой и руководства школы, и учителей татарского языка. Сыграло роль и «негативное отношение родителей». «Есть ярые противники татарского, — констатировал Халимов. — Но есть несколько моментов, которые должны учитываться. Некоторые заявления писали не так, как нужно, а просто под влиянием соседей — этот пишет, тот пишет [отказ]. А может, надеялись, что татары будут изучать татарский язык, а они в футбол будут играть в это время. У родителей свое понимание. Но надо отдать должное нашим родителям — мы не оскорбили друг друга за это время. Мы вместе живем, в одной республике. И сегодня никто никого не оскорбляет. И нет давления со стороны администрации школ, почему ты то выбрал, а ты — это. Никаких мер по отношению к кому бы то ни было не принято. Эта проблема ведь появилась не из-за самого татарского языка, а из-за методики преподавания. И если уроки будут проходить интересно, родители будут воспринимать нормально и сам язык». Чтобы сделать привлекательным татарский язык для русских, в Челнах рассматривают несколько вариантов. Один из них озвучил Харисов. В прошлом году минобразования РТ разработало учебники для русскоязычных детей первых классов по методике В. Мещеряковой, автора учебников по английскому языку. «У нас в прошлом году 50 учителей прошли курсы по этой программе и преподавали в наших школах. Родители узнали об этих учебниках, они востребованы, и в этом году уже 70 учителей татарского прошли эти курсы и преподают в первых классах. И в этих классах очень высокий процент желающих изучать татарский», — привел аргумент Харисов. Кроме этого, в городе создали группу учителей во главе с учителем истории 24-й школы Раушаном Валиуллиным, который предлагал свой вариант приобщения русскоязычных детей к татарской культуре — путем введения в школы предмета «История и культура Татарстана и татарского народа». «Наверное, учителя тоже правы, когда говорят, что живущий в Татарстане должен знать если не язык, то хотя бы культуру и традиции народов и прежде всего народов, живущих на территории РТ. Мы с Валиуллиным будем работать, наверное не раз будем встречаться», — пообещал Халимов, оговорившись, однако, что процесс займет немало времени, так как надо составить саму программу, потом учебный план, потом его нужно утвердить, потом нужны учебники... Халимов сказал, что в плане методики преподавания самого татарского языка, к которому у большинства родителей как раз имеются претензии, будут сделаны определенные выводы и уже «есть конкретные предложения от института развития образования, работает наша методическая группа, которая будет разрабатывать эту программу». «Будут изданы учебники, и мы надеемся, что мы скоро приступим к изучению татарского языка по новым программам и методикам», — заключил он. Пока же тем челнинским детям, родители которых отказались от татарского, предложено изучать риторику. По словам Халимова, этот предмет преподается по учебникам под редакцией Т. Ладыженской, рекомендован минобразования РФ и полностью соответствует ФГОСу. Теперь все челнинские классы поделены на три подгруппы: дети-татары, хорошо знающие язык и желающие изучать его углубленно, татары и русскоязычные, не владеющие татарским, но желающие продолжить его изучение, и третья подгруппа — те, кто отказался изучать татарский и сейчас практкуется в риторике. Фото: mon.tatarstan.ru ПРОТИВОРЕЧИЙ НЕТ — ВСЕ ВЫБРАЛИ 3 И 4 УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ Еще один момент, вызвавший немало дискуссий в родительской среде, касался выбора учебных планов. Напомним, что всего минобразования РФ их предлагает пять. Варианты 1, 2 – для общеобразовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке, а родного нет (один вариант — шестидневка, другой — пятидневка). 3-й вариант предполагает изучение второго иностранного языка. Вариант 4 – для общеобразовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов РФ. Вариант 5 – для общеобразовательных организаций, в которых обучение ведется на родном (нерусском) языке из числа языков народов РФ. Халимов заявил, что все школы в Челнах выбрали 3 и 4 варианты учебных планов, где предусматривается изучение родного языка в количестве трех часов в неделю. На замечание о том, что в некоторых школах выбирали и второй и даже первый варианты учебных планов, Халимов коротко сказал — не знаю. «В целом и в третьем, и в четвертом учебном плане предусмотрено от 6 до 8 часов русского языка. Здесь нет противоречия, но все школы, кроме татарских, в основном выбрали третий и четвертый учебный планы. В татарских школах выбрали пятый учебный вариант», — сказал чиновник. Халимов подчеркнул, что русский язык нисколько не ущемлен, количество часов полностью соответствует требованиям ФГОС, плюс риторикой, плюс изучением остальных предметов на русском языке. «Если еще и углубленное изучение русского языка выберете — это вообще будет супер-пупер». — не без иронии подвел он итог. Поделились чиновники решением и еще одной проблемы — кадровой. Как выяснилось, в Челнах сократили пока лишь 12 педагогов татарского языка, среди которых шестеро пенсионеров. Всего же в городе работало 539 учителей татарского языка. Средняя недельная нагрузка составляла 28,5 часов. После изменения программы недельная нагрузка упала до 23 часов. «То есть мы не пошли на то, чтобы оставить высокую нагрузку, но лишиться учителей. 113 человек перевели на другие предметы — риторика, литература, начальные классы. Это прежде всего те учителя, которые были учителями начальных классов и преподавали там, например, тот же татарский язык. Во-вторых, некоторые учителя имели в своих дипломах специализацию „учитель русского и татарского языков“, это выпускники, прежде всего, Елабужского пединститута. Такой факультет был, который готовил одновременно учителей и татарского и русского», — объяснил Халимов. Правда, вопрос переподготовки и повышения квалификации это не отменяет. Как уверил Халимов, у управления образования есть договоренность с минобразом РТ, и ведомство намерено оплачивать прохождение курсов педагогами. В частности, есть договоренность с НГПУ, где пройдут переподготовку 208 учителей. Что же до учителей русского языка, которые теперь нужны школам в большем количестве из-за увеличившейся на них нагрузки, то дефицита не наблюдается, заявили на пресс-конференции. «У нас в школах около 260 учителей русского языка. Проблему увеличившейся нагрузки опять же будут решать за счет привлечения к работе тех педагогов, кто закончил русско-татарские отделения в вузах. Но мы будем просить вузы, чтоб к нам направляли молодых специалистов, потому что нагрузка на них сейчас большая. Ежегодно приходит более 100 молодых педагогов, в том числе учителя русского», — проинформировал Харисов. Родителям, которые в соцсетях выражают недовольство курсом риторики, он посоветовал набраться терпения. «Сегодня могут быть какие-то замечания, недоработки, но пройдет немного времени и учителя очень быстро освоят это и будут преподавать на высшем уровне. Переподготовка уже стартовала. Сейчас минобраз разделило на две части. И с декабря стартует вторая часть. Всего предполагается пройти 250 часов переподготовки. А так по закону любой учитель-филолог имеет право преподавать риторику», — заметил Халимов. Итоги прокурорской проверки по школам как таковые озвучены не были. Единственное, что сказали чиновники, что никого из директоров не увольняли, а все замечания устранены. Будет ли какое-то количество часов татарского обязательным для всех, так и осталось не проясненным, равна как и вопрос с отменой республиканского тестирования по татарскому языку в 9 классе — этот вопрос также повис в воздухе. «Мы сегодня преподаем по тем правилам, которые нам озвучены. Если будут какие-то изменения, мы вам обязательно расскажем», — риторически заметил Халимов под конец мероприятия.