Неравные возможности. Почему школы не спешат становиться инклюзивными

В Липецкой области более семи тысяч детей инвалидов, и с каждым годом их становится больше. Они живут рядом с нами и учиться должны в тех же школах, что и обычные дети. Это основной принцип инклюзивного образования. Но действует ли он у нас? После истории с онкобольным ребёнком, которого, по данным СМИ, отказались принимать в липецкую гимназию, это вызывает большие сомнения. Не потянули? Напомним, Липецк оказался в эпицентре скандала после статьи столичного педагога Евгения Ямбурга «Ваш ребёнок болен раком? Приходите в школу, когда выздоровеет». В ней заслуженный учитель рассказал о том, как одного из учеников, Романа Соловова, исключили из школы, когда узнали, что у мальчика онкология, и зачислили вновь – после звонка из Москвы, при этом ребёнку всячески мешали учиться. Мы писали об этом в № 41. Недавно гимназию проверили департамент образования и областная прокуратура. «Мы не нашли подтверждения тому, что ребёнка отказывались учить. Однако права и интересы учащегося всё же нарушили», – сказала старший помощник прокурора области Татьяна Ткачёва. Гимназия не смогла должным образом наладить систему дистанционного образования – для этого у неё не было ни кадров, ни соответствующего оборудования, а из 12 запланированных занятий в школе провели только 9. В результате к дисциплинарной ответственности привлекли двух заместителей директора, педагогов-предметников и школьного инженера. После расследования департамента взыскания получили также секретарь, ещё один завуч и сам директор. А ведь это учебное заведение считается одним из лучших в городе. Что же говорить про остальные? Как там обучают детей с особенностями здоровья? Вне зоны доступа Одна из самых сложных категорий учеников – аутисты. «Такие дети вынуждены сегодня учиться в коррекционных школах, центре дистанционного образования или на дому, – рассказывает мама ребёнка с особенностями развития, лидер общественной организации «ВыРАСтите мир» Александра Рощупкина. – Ни один из этих вариантов им не подходит». Сыну Александры восемь лет, он уже третий год учится в центре дистанционного образования. Главный недостаток такого обучения – изоляция. В младшей школе ученик находится один на один с педагогом, а с пятого класса его и вовсе «спрячут от общества» – переведут на «дистанционку». Между тем липчанка уверена, что таких детей необходимо социализировать. И делать это как можно раньше – чем быстрее они вольются в общество, тем больше шансов, что они смогут стать его полноправными членами. Согласна с этим и завкафедры социальной педагогики и специальной работы липецкого областного института развития образования Екатерина Вишнякова. «Обучаясь со сверстниками, особенные ребята учатся жить полной жизнью, получают профессию, – рассуждает она. – Кроме того, все ограничения довольно условны, часто бывает, что такие дети показывают очень хорошие результаты, например, в спорте или в изобразительном искусстве». Примерно то же говорит закон «Об образовании», согласно которому дискриминации в учебном процессе быть не должно, а каждая школа, если она подходит территориально ребёнку с ограниченными возможностями здоровья и ему её рекомендовали на психолого-медико-педагогической комиссии, должна создать для него необходимые условия: разработать адаптивную программу, выделить специального педагога – тьютора, оборудовать ресурсные классы. Укол доброты Но, несмотря на то, что закон приняли почти пять лет назад, у нас, похоже, так и не смогли его в полной мере реализовать. Во всяком случае, когда мы задали вопрос: какие школы могут учить особенных детей наравне с обычными, чиновники от образования не смогли на него чётко ответить. Видимо, тема проблемная. Оно и понятно, ведь нужно совершенствовать материально-техническую базу, обучать педагогов... «Сегодня в общеобразовательных организациях не хватает специалистов, готовых работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, – отмечает Екатерина Вишнякова. – Чтобы исправить ситуацию, мы включили в курсы повышения квалификации соответствующий модуль». Однако пока у нас продолжают идти по лёгкому пути: особенных ребят обучают в интернатах, коррекционных школах или классах, специальных центрах. Нечто похожее на инклюзию есть лишь в нескольких учебных заведениях. Например, в школе № 40 наравне со всеми учат слабослышащих детей, а школа № 48 развивает дистанционное образование. Но есть надежда, что скоро ситуация изменится. Как рассказала лидер движения «ВыРАСтите мир», в департаменте образования родителям детей-аутистов пообещали, что, возможно, уже в следующем году создадут для них ресурсные классы. Хочется верить, что это будут первые шаги в данном направлении. «Это важно не только для особенных ребят, – продолжает Виншякова. – Такой подход поможет обратить внимание на проблемы других людей, сделает нас терпимее. Инклюзия – своеобразный укол добра для нашего общества». Мнение власти Начальник регионального управления образования и науки Сергей Косарев: «В Липецкой области чуть более семи тысяч детей-инвалидов и ребят с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Около трёх тысяч из них посещают дошкольные образовательные организации, около четырёх тысяч – общеобразовательные. При этом 57% школьников учатся в учреждениях, работающих по адаптированным программам, а 43% – в обычных школах. Также такие дети могут учиться на дому при помощи новых технологий, для этого существует «Центр дистанционного образования». Инклюзия у нас развивается. С 2012 года, в рамках госпрограммы «Доступная среда», реализуются мероприятия, позволяющие обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений здоровья. К 2014 г. в каждом муниципалитете создали базовую организацию для обучения детей с ОВЗ и обычных учащихся. В 2015-2016 гг. безбарьерную среду сформировали ещё в 46 образовательных организациях. В этом году аналогичную работу продолжают в 23 учреждениях – 16 детских садах, двух заведениях дополнительного образования, двух – профессионального. На эти цели предусмотрено 41,8 млн руб». Комментарий Президент областной общественной организации помощи инвалидам и их семьям «Солнечный мир», мама ребёнка с синдромом Дауна Лилия Педан: «Сегодня много говорят о доступной среде. Но все эти разговоры, как правило, сводятся к установке пандусов или каких-то ещё приспособлений. В основном думают о людях, имеющих физические ограничения, при этом забывают о том, что условия нужно создавать для всех, в том числе для детей, имеющих проблемы с психикой: аутистов, с синдромом Дауна. Для них доступная среда – это, в первую очередь, образование. Эти ребята обучаемы, они могут в будущем работать, добиваться чего-то, быть полноправными членами общества. Но у нас об этом даже не говорят. В мире существует множество методик, рассказывающих о том, как строить образовательный процесс. У нас же даже нет педагогов-дефектологов. Взять ребят с синдромом Дауна, их до сих пор учат читать по слогам, хотя многие исследователи отмечают: они запоминают слова целиком. Мы пытались самостоятельно создать для них условия, нанять специалистов, но оказалось, что в регионе финансирование под это не предусмотрено. Куда бы мы ни обращались, везде только обещают помочь. Однако уже два года дело не сдвигается с мёртвой точки». Точка зрения Замдиректора по учебно-воспитательной работе школы № 55 Юлия Кулешова: «Общеобразовательные школы должны стать доступными для всех детей. Сейчас всё к этому идёт. И это очень хорошо, ведь такой подход поможет не только ребятам с ограниченными возможностями здоровья, но и другим школьникам – они будут становиться терпимее, добрее. Однако для того, чтобы инклюзивное образование стало реальностью, нужны серьёзные финансовые вложения. К примеру, чтобы в школу вошёл ребёнок с нарушениями опорно-двигательного аппарата, необходимо сделать пандусы, поручни, специальные туалеты... Мы как раз хотим создать условия для таких ребят и уже направили своих педагогов на обучение, написали заявление в департамент образования. Нас даже внесли в приказ, как школу, в которой будут учиться дети с особыми возможностями. Но потом сказали, что денег нет – так что воплотить задуманное в жизнь пока не получится. Хочется верить, что в следующем году на эти цели в бюджете найдут средства».