Альтернативная школа: достойный аналог или посягательство на устои?
СодержаниеЗачем заканчивать школуВ какой школе вырастет ЛичностьПраво на альтернативуМетодики альтернативного обученияUnit studyМетод обучения Марии МонтессориМетодика Селестена ФренеОбразовательная метода Шарлотты МейсонСистема Вальдорфской педагогикиПедагогическая система Михаила Щетинина«Школа-парк» Милослава БалобановаВоскресные школыКадетские школы (классы) Все больше родителей задумываются о том, что в обычной общеобразовательной школе не всегда создаются условия для развития личности ребенка. По мнению многих из них, существующая система образования поощряет исполнительность и заучивание наизусть. В то время как способность мыслить критически, анализировать ситуацию и находить из нее выход не развивается. Именно поэтому у родителей возникает впечатление, что общеобразовательная школа привычного типа не всегда соответствует требованиям времени и не совсем подходит их ребенку. В таком случае возникает вопрос об альтернативных вариантах образования. В День учителя, который празднуется в нашей стране 5 октября, MedAboutMe выясняет, существуют ли достойные альтернативные аналоги государственному образованию. Зачем заканчивать школу Отправляя ребенка в школу 1 сентября, многие ли родители задумываются, для чего они это делают? Если задать такой вопрос любому человеку, то варианты предсказуемы: для получения образования; развитие ребенка; поступление в институт невозможно без аттестата; без школы ничего не добиться в жизни; все учатся в школе. Однако, не успев начаться, «школьные годы чудесные» иногда переходят в разряд мероприятий необходимых, но не любимых. И вряд ли кто-то из скучающих на уроке детей знает, что изначально греческое слово известное сейчас как «школа» означало «досуг или свободное время», когда люди собирались для бесед, занятий, прослушивания лекций знаменитых ученых. Платон, например, именно для этого собирал людей. В свободное время философ беседовал со слушателями, передавая им свой опыт. Слов нет, учиться необходимо. Только так ли уж неизбежно посылать детей в то заведение, где чужие люди учат их вещам, оторванным от жизни и реальных потребностей детей в будущем, тренируя лишь способность заучивать наизусть определенный набор текстов. Скучно и нудно на таких занятиях и детям, и взрослым. Творческий подход к обучению осваивается неравнодушными к результатам своего труда педагогами, но их попытки «взбодрить» креативность часто наталкиваются на чиновничье равнодушие и нежелание вернуться к изначальной задаче любого обучения — развитию свободной и творческой личности. Возможно, родителям стоит обратиться в сторону образовательных учреждений другого направления, где нет конвейерного производства «оловянных солдатиков», не способных самостоятельно принять решение. Только вот как сделать правильный выбор? Комментарий экспертаЕлена Старочкина, психолог, специалист по профориентации, лайф-коуч Вопрос об образовании достаточно сложный. В наше время родители действительно могут рассматривать разные варианты обучения для своих детей — общеобразовательные школы, частные гимназии, семейные и альтернативные учреждения, школы с углубленным изучением тех или иных предметов. Если отвлечься от методик преподавания, то, в первую очередь, все зависит от родителей и их непосредственного отношения к общему образованию. Если за годы учебы в школе они накопили негативный опыт, то, как правило, стараются уберечь от него своих детей. Им кажется, что школа не дает необходимых знаний и травмирует психику. Что касается детей, то материал они действительно усваивают по-разному: кто-то хватает все на лету, а кому-то необходимо время. В условиях общего образования и загруженности классов педагоги не всегда могут уделить достаточное время каждому ученику на уроке: в итоге получается — либо ребенок занимается дома с родителями, либо ему нанимают репетиторов. В частных, альтернативных школах классы маленькие, есть возможность донести до каждого ребенка тему и с каждым отработать материал — это большой плюс. К тому же, часто семейные и альтернативные школы позиционируют себя как противники насильственных методов, уравниловки и большего уклона в творческую составляющую. И, если уровень образования в этих учреждениях достойный, а ребенок, обучаясь там, может сдать ГИА и ЕГЭ без помощи педагогов из обычной общеобразовательной школы, то это прекрасно! Хочется, конечно, выступить в защиту обычных школ и обычных родителей, которых в нашей стране все-таки большинство. Во-первых, государственное образование существует во всех странах мира, и в Америке, и в Англии. И большая часть детей получает образование бесплатно, а потом поступает в колледж. Это нормально для Запада. Это нормально для любой страны. Не все родители имеют возможность полностью оплатить образование, при этом они готовы тратить деньги на подготовку к ЕГЭ, чтобы ребенок поступил в ВУЗ и получил хорошее образование. Система общего образования за последние годы сильно изменилась, введены стандарты ФГОС, тесты. Конечно, эта система еще вызывает споры, постоянно реформируется, но она работает, и дети, получившие образование не в частных гимназиях, а в обычных школах, успешно сдают ЕГЭ и поступают в ВУЗ своей мечты бесплатно. Обычная школа, какой бы плохой, по мнению некоторых родителей, она ни была, учит детей дисциплине и навыкам общения в коллективе, где все разные: кто-то богаче, кто-то бедней, кто-то умней, кто-то смешней и т. д. И самое главное, что в обычной школе задают домашние задания, что, кстати, часто не делают в альтернативных и семейных школах, а это еще одна возможность для ребенка отработать и усвоить материал, что опять же дисциплинирует и заставляет заниматься. В какой школе вырастет Личность Чего люди желают себе и своим детям более всего? Правильно. Счастливой жизни. Созиданием таковой для ребенка родители начинают заниматься с рождения. Места, где им в этом помогает государство — детский сад и школа. И если в организации детсадов взрослых все более или менее устраивает, то с переходом любимого чада в школу у них начинаются волнения и сомнения. С чем они связаны? С подавлением свободы личности. Ведь сыновья и дочери из почти тепличных условий попадают в другую жизнь, где им приходится подчиняться расписанию, заведенным порядкам, ограничениям и прочим «прелестям» социально-общественных отношений. Не может личность вырасти творческой, если взрослые решают за маленького человека, что именно ему нужно выучить и сколько часов в день на это потратить. Самостоятельный интерес не поощряется. Количество необходимых для поглощения знаний определяется взрослыми, многие из которых никогда не работали в классе, где одновременно собраны 30 разных по характеру и воспитанию детей. Вот и приходится учителю всеми силами «удерживать живчиков», которые искренне не понимают, зачем им заучивать наизусть одинаковые стихотворения и хором повторять одно и то же по нескольку раз. Ну, скучно им воспроизводить одни и те же образцы по шаблону, не вдумываясь, зачем и почему это нужно. Способна ли обычная школа «вырастить» яркую личность? Вопрос открытый. Скорее всего, эта личность будет притворяться, что действует по шаблону, а параллельно развиваться по плану, выбранному самостоятельно или грамотным репетитором, который сумеет за ограниченное время вложить в голову и душу ребенка то, что растягивается в общеобразовательной школе на годы скучных занятий. Право на альтернативу Существуют ли варианты изменить положение дел? Безусловно. Причем их несколько, включающих как мягкие, так кардинальные: самообразование (экстернат, который может быть частичным или полным с обязательным выполнением всех программ и аттестацией в школе); выбор иного (альтернативного) типа школы; домашнее обучение (родители вправе либо нанимать учителей либо учить ребенка самостоятельно), предполагающее освоение утвержденной программы и аттестацию в школе. Личный опытСветлана Макаренко, заместитель директора школы по УВР Исходя из опыта работы в образовательном учреждении, могу сказать, что существует некое взаимопересечение в определениях «семейное», «домашнее» и «заочное» образование. Мне известно, что семейное образование родители обычно выбирают для детей младшей школы, а заочное, как правило, для старшего возраста. Что касается домашнего обучения, то школа идет навстречу пожеланиям родителей, если состояние здоровья ребенка не позволяет ему учиться, выполняя стандартные требования для всех детей в классе. Для перевода детей на такую форму обучения, родители обязаны написать заявление на имя директора школы и представить медицинские документы, подтверждающие необходимость такого выбора. Учителя приходят к «надомникам» и занимаются с ними индивидуально, выполняя обязательные требования: недельная учебная нагрузка для малышей — от 7 часов; для старших школьников — не превышающая 11 часов; ведение индивидуального журнала с выставлением отметок; выполнение утвержденной программы. Учителям оплачиваются эти уроки. Выбирая семейное образование, родители обеспечивают образование для ребенка самостоятельно. В школе дети появляются лишь во время проведения аттестационных работ. Экстернат Законом об образовании определяется, как заочное обучение (частичное или полное). Знаю по опыту, что чаще обращаются по поводу экстерната по нескольким предметам, а не по всем сразу. Родители оформляют заявление, а в школе издается приказ, определяющий порядок организации подобной формы обучения. Важно, чтобы оформление экстерната произошло не позднее, чем за полгода до аттестации. В мои обязанности входит составление планов и графиков консультаций для экстернов. Вопрос об «альтернативном обучении» многим педагогам представляется спорным. Большинство из них настаивают на том, что ребенка необходимо отправить в школу с целью обучения и получения навыков общения в социуме. Но ведь, строго говоря, в социуме дети пребывают и вне школы, а родители сами в состоянии обучить детей простым математическим действиям, чтению и письму. Эти навыки остались у них в памяти еще со школьных времен. Почему это задержалось в голове? Да просто потому, что пригодилось в реальной жизни. Прочая масса информации осталась невостребованной, а потому напрочь забыта. Право на альтернативу есть у всех членов общества. Существуют в нем и учителя-новаторы, и альтернативные формы обучения, и педагоги, любящие детей и работу, и дети, с восторгом встречающие своих учителей. Методики альтернативного обучения Принципиальное отличие «альтернативы» от обычной школы — освобождение ребенка от формального школьного мышления. Unit study Система предлагает изучение школьного предмета по отдельным темам, т. е. тема «Россия» предполагает изучение на занятиях истории, географии, литературы одной страны. После досконального изучения берется следующая тема. Метод обучения Марии Монтессори Здесь главное — получение ребенком практических знаний: изучение прав детей; интеллектуальное развитие; воспитание ответственности за свои действия; обучение экологической грамотности; развитие коммуникативных навыков; воспитание гражданской позиции в обществе. Планы обучения и уроки индивидуальны. Материалы для изучения готовятся заранее, но дети выбирают их самостоятельно. Считается, что это развивает умение делать осознанный выбор. Методика Селестена Френе Секрет метода также в свободе. Она проявляется в самовыражении ребенка. Учитель, по замыслу Френе, должен научить ребенка мыслить с помощью свойственной детям любознательности. Ошибки детей Селестен считал необходимыми в процессе познания. Принципиальной особенностью методики считается самостоятельность в планировании учениками процесса обучения. Ребенка не заставляют что-либо делать. Он трудится для того, чтобы добывать знания. Образовательная метода Шарлотты Мейсон Отличается живостью и отсутствием скуки. Главное в ее подходе к образованию: атмосфера реальной жизни, где ребенок развивается естественно и сам решает, что он должен делать; перед родителями ставится задача: воспитание любви к обучению, чтобы дети были способны познавать новое всю жизнь, а не забивать память кратковременной информацией. Личный опытКатерин Левисон, писательница, автор книг об образовательной методике Шарлотты Мейсон A Charlotte Mason Education и More Charlotte Mason Education, сторонница семейного образования Я считаю, что судьба привела меня вовремя в нужное место, чтобы познакомить с методикой Мейсон, когда я случайно оказалась в частной школе, где преподавание велось с использованием системы этой талантливой воспитательницы. После изучения книг и методических материалов, я превратилась в сторонницу методов воспитания и обучения, предложенных Шарлоттой Мейсон. Тогда же, кстати, я забрала ребенка из общеобразовательной школы. Образование по ее методу в семье практикую примерно со второй половины 80-х и могу определить ее подход как щедрость. Почему? Она предложила живой метод, в котором нет места скуке. Частично здесь используются элементы классического подхода к образованию. Творчество проявляется в чтении «живых» книг вместо обычных, пересказах, познавательных прогулках на свежем воздухе, сокращении времени обучения на уроках в младшей школе. Мы добавили к этому посещение музеев. Главное отличие методики Шарлотты от общепринятых — счастливые лица детей, искренне заинтересованных в познании. Немаловажно, что родители не менее счастливы, потому что метод легко применить в любой семье и они сами получают возможность учиться вместе с детьми. Ведь каждый наш день мы заканчиваем, узнавая больше, чем знали в начале дня. Следовательно, на выходе мы получаем не только хорошо образованных детей, но и родителей, которым нравится учиться вместе с ними. Чем это полезно для детей в будущем: у детей появляется привычка наблюдать; ребенок начитан, что немаловажно для будущей профессии; дети научились понимать новые материалы с первоначального знакомства. И самое главное — дети не боятся новых уроков, они избавляются от страха, что не поймут чего-то и за это получат плохие оценки и порицание взрослых. Мой собственный ребенок с удовольствием идет на учебу «в гостиную». Я уверена, что в этой методике образования сплошные плюсы: отсутствие крупных финансовых затрат; родители и дети испытывают лишь удовольствие от совместных занятий; результаты обучения прекрасны. У меня есть только опасение, что если ребенок попадет в обычную школу, то учебник покажется ему скучным. И еще. Я очень довольна, что школьные учителя пробуют применять кое-что из этой методики на практике. Так происходит потому, что метод базируется на том, как дети мыслят. Соответственно этому малыши запоминают полученную информацию. Система Вальдорфской педагогики Основной принцип — не спешить, а постепенно раскрывать природные способности ребенка. В процессе обучения требуется: создать комфортную атмосферу для развития детей; воспитывать личным примером; использовать многофункциональные игры; развивать игровую деятельность; использовать трудовую деятельность; развивать творческую фантазию и духовное начало. Перейдем к российским методикам. Педагогическая система Михаила Щетинина Основана на развитии личности ребенка и воспитании патриотизма. Основа — «педагогика сотрудничества» и свобода выбора. Свобода и саморазвитие основывается на природной предрасположенности ребенка к определенному направлению в развитии. Атмосфера сотрудничества предполагает: активную мыслительную деятельность; развитие способности объяснить новое другому ребенку; коммуникабельность и организованность; открытость для общения; воспитание чувства ответственности, дисциплины; физическое развитие. «Школа-парк» Милослава Балобанова Необычно: в школе нет звонков, уроков, расписания. Классы оборудованы по типу открытой студии. Возраст учеников разный, а учатся они по собственному желанию, не ограничены во времени. В такой школе есть: ученик-гость (интерес еще не определен); ученик-клиент (помощь педагога требуется по конкретному вопросу); ученик-подмастерье (ребенок заинтересован в получении знаний по конкретному предмету). Привычного аттестата о среднем образовании в школе-парке нет. Вместо них — отзывы учителей, являющиеся решающими для поступления в институт или на работу. Воскресные школы В воскресной школе дают знания, отличающиеся от обычного набора предметов в общеобразовательной школе: основы театрального искусства; ремесла; изучение Закона Божьего; пение; иконопись; основы православия. Главная цель такой школы — осознание детьми того, что они живут для улучшения окружающего мира и помощь родителям в воспитании детей, обучение их в традициях христианства. Кадетские школы (классы) Популярность кадетских школ или специальных кадетских классов при общеобразовательных школах значительно выросла в последние годы. В министерстве образования России сообщают, что количество возросло в два раза. В Москве, например, кадетские классы открыты более, чем при 100 школах. Кадетская школа может подчиняться Министерству обороны, и подготовка там целенаправленно организована как подготовка будущих военных. Кадетская школа или класс, подчиняющаяся Министерству образования — общеобразовательное учреждение обычного типа, где предусмотрено дополнительное изучение предметов военной подготовки. Личный опытМаргарита Макаревич, мама 8 детей, общественное движение «Семейное образование» Статья 44 Закона РФ «Об образовании» прямо указывает, что у родителей есть преимущественное право перед другими лицами воспитывать и обучать своих детей. Законодательство России в этой сфере — наиболее демократичное в мире. Никто не обладает правом явиться в дом к родителям, которые самостоятельно обучают ребенка и спросить, что они делают и как занимаются с детьми. Родителям можно закрепиться за школой для большей уверенности легализации занятий. Хотя закрепление не обязательно, т. к. никаких дополнительных гарантий оно не дает. Наоборот, ограничивает в некоторых правах. Обучаясь на семейном образовании, можно явиться в школу два раза: в 9 и в 11 классе. Аттестат ребенок получает ровно так же, как и все прочие обучающиеся. Процедура допуска к экзаменам такая же, как у всех детей. Если родители хотят перевести ребенка на семейную форму образования, тогда нужно подать заявление и заключить договор с общеобразовательным учреждением. В течение 30-ти дней их обязаны перевести на эту форму обучения. Важно помнить, что в договоре обязательно должен быть прописан порядок его расторжения, т. е. присутствовал пункт о том, что договор может быть расторгнут в одностороннем порядке законным представителем ребенка по желанию. При семейной форме образования нужно уведомлять об этом органы местного самоуправления. Мы имеем право на такую форму образования своих детей, поэтому хочу пожелать родителям терпения и удачи. Все-таки семейное образование возможно в семье, живущей одной общей жизнью и вниманием к интересам ребенка. Многие знают, что в школе ребенку не очень комфортно по разным причинам, но убеждают детей ходить в школу, выдвигая одну причину: «так надо». Чем больше будет в нашей стране любящих и заботливых родителей, тем лучше будет наша прекрасная страна. В альтернативном образовании нет ничего необычного или плохого. Посещение общеобразовательной школы по принципу «обязательно нужно, потерпи» как раз и благоприятствует процветанию альтернативных форм обучения детей. Выбор всегда остается за родителями. Однако важнейшим фактором успеха остается помощь и поддержка ребенка в любой школе и по любой методике обучения. Главное, чтобы детям это было интересно и доставляло радость.