Безбарьерная языковая среда
Ответы на самые популярные вопросы родителей об обучении детей иностранному языку от профессионалов Дружить с людьми из разных стран, знакомиться с чужой культурой, путешествовать, найти работу в международной компании, быть уверенным в себе — это те возможности, которые вы можете дать вашему ребенку, если позаботитесь об освоении им иностранных языков. На рынке образовательных услуг сейчас большое многообразие образовательных центров, всевозможных методик, вариантов обучения. Какие языки сейчас наиболее перспективны для изучения? Как выбрать самый оптимальный способ изучения языка, подходящий именно вашему ребенку? Как определить уровень компетентности педагога, если родители не говорят на языке, которому будет обучаться ребенок? Опытом делятся профессиональные преподаватели: педагог-репетитор по английскому языку с 33-летним стажем Марина Темирбулатова, руководитель языковых курсов «Иностранные языки за чашкой чая» Татьяна Герасимова и преподаватель французского языка в Академии Наяновой Сергей Бондарев. Сначала родной Эксперты «Ъ-Kids» не называют конкретный возраст для начала обучения детей иностранным языкам. «Каждый ребенок индивидуален, поэтому «универсальный возраст» выявления его способностей обозначить практически невозможно», — считают они. Но они сходятся в одном: прежде чем приступать к изучению иностранного языка, дети должны иметь базовые знания родного. «Просто, чтобы знал» Любому педагогу нужно понять, зачем вашему ребенку знания иностранного языка, что вы хотите от своего чада. От этого во многом будет зависеть программа, по которой пойдет обучение. «Самый распространенный ответ сегодня — «просто, чтобы знал». Но это неправильно, — говорит Марина Темирбулатова. — Мой стаж составляет 33 года, я до сих пор учусь. Для ребенка цель «просто знать язык» будет недосягаемой. Всем станет гораздо проще, если родители подумают и сформулируют цель — чтобы ребенок в путешествиях мог общаться, чтобы он сдал конкретный экзамен, чтобы мог учиться за рубежом». Покажите мультики Еще один вопрос, как лучше подойти к обучению: группа или индивидуальные уроки, а может, языковой лагерь. Эксперты однозначно сходятся во мнении, что дошкольников лучше отвести в группу. Для них рекомендуется только игровая форма, мультики, сценки. Детям постарше может быть комфортно как наедине с преподавателем, так и в группе. Замечательно, когда у детей есть возможность поговорить с носителями языка. Еще лучше, когда ребенок едет в языковой лагерь и тотально погружается в язык. Три языка одновременно «Маленькие дети (особенно до 6 лет) могут изучать множество языков. Но я считаю, что не стоит гнаться за большим количеством. Необходимо адекватно оценивать свои возможности и возможности ребенка. Кроме знаний языков у детей должно быть время для других увлечений и отдыха. Оптимальное количество изучаемых языков не должно, на мой взгляд, превышать 3–4», — считает Татьяна Герасимова. Bonjour или hello По словам экспертов «Ъ-Kids», главное правило в изучении иностранных языков — это каждодневное повторение пройденного материала. Лучше заниматься на протяжении короткого промежутка, но несколько раз в день. «Например, утром познакомились с новыми словами на одном языке, в обед уделили время второму минут на 15, а перед сном почитали стихотворение или сказку на третьем языке. Если Вы начинаете заниматься с ребенком новым языком, и совсем забрасываете старый, то, безусловно, у него в голове возникнет путаница, и сложно будет разобраться в словах», — рассуждает Татьяна Герасимова. Истерика и ступор Еще одна проблема, с которой сталкиваются родители — языковой барьер, страх перед языком. «Определить, есть ли у вашего ребенка языковой барьер, несложно. Если он не хочет идти на занятия по иностранному, говорит, что не понимает, зачем ему это надо, бьется в истерике, когда собирается делать домашнее задание, значит, барьер уже есть, — объясняет Марина Темирбулатова. — Причины могут быть разные. Либо что-то не получилось на уроке и пошло как снежный ком, либо учитель загнал. Последнее бывает чаще». Педагог рассказала об одном показательном случае: однажды к ней привели третьеклассника Александра. Он учился в специальной школе, где давались углубленные знания, в том числе и по английскому. «Саша успевал по всем предметам, кроме английского. Причем, одно упоминание об иностранном ко времени нашего знакомства приводило его в состояние, близкое к истерике, — вспоминает педагог. — Заниматься мы начали в ноябре. В мае Саша должен был сдать переводной экзамен». По словам Марины Темирбулатовой, первым делом, в таких ситуациях надо дать понять ученику, что у него все же что-то получается. Он понимает значение некоторых слов, может произнести их правильно. Затем нужно выбрать оптимальный способ обучения. Первые результаты Саша показал через три месяца. Еще несколько месяцев ушло на то, чтобы получить необходимые по программе знания и перестать «трястись» перед уроком. В мае он сдал экзамен на «отлично». Станьте разведчиком Один из важных вопросов, который встанет перед любым родителем во время поиска преподавателя для своего ребенка — это как определить уровень педагога? Преподаватель французского языка в Академии Наяновой Сергей Бондарев считает, что об учителе нужно судить по его ученикам. «Можно прекрасно владеть языком, но не уметь ему научить, а можно не быть носителем языка, но быть способным разъяснить тонкости употребления грамматических времен, — говорит он. — Я бы посоветовал родителям пообщаться с родителями учеников, обучающихся у преподавателя, поинтересоваться оценками этих учеников на экзаменах». Мария Пашинина