Опыт Тольяттинского госуниверситета будет реализован в других регионах
100% результат Пока можно говорить лишь о промежуточных итогах приёмной кампании в Тольяттинском госуниверситете. Приём документов от абитуриентов, которые выбрали заочную форму обучения, ещё продолжается. Как отметила ответственный секретарь приёмной комиссии Елена Репина, Тольяттинский госуниверситет входит в тройку лидеров среди вузов губернии по количеству бюджетных мест. При этом ТГУ удерживает лидерство в области магистерской подготовки: если в 2012 году университету было выделено 282 места, в 2016 году — 497 мест, то в 2017 — 544 места. По словам Елены Репиной, такие объёмы контрольных цифр приёма (КЦП) — это большая ответственность для вуза. Приём на программы бакалавриата и специалитета по очной форме обучения уже несколько лет проходит непросто, поскольку количество выпускников школ Тольятти уменьшается. Так, согласно статистике, по сравнению с 2016 годом количество выпускников уменьшилось на 60 человек, хотя по сравнению с 2014 годом потенциальных абитуриентов ТГУ стало меньше уже на 502 человека, а если сравнивать с 2013 годом — более чем на 1100. Осложняют приём на отдельные направления подготовки такие факторы, как: снижение количества выпускников школ, трудности у школьников при сдаче ЕГЭ по математике, физике, химии, информатике. По словам Елены Репиной, вузы, которые ведут приём на технические и естественнонаучные направления, находятся в более сложной ситуации, чем вузы, осуществляющие набор на бюджетные места по направлениям экономической и гуманитарной направленности, а также в сфере медицинских услуг. Несмотря на это, в ТГУ приёмная кампания проходит успешно. На очную форму обучения зачислено 1612 человек, в том числе по программам бакалавриата и специалитета — 1030. Примечательно, что в 2017 году многие тольяттинские абитуриенты рассматривали ТГУ как основной для поступления. Выросло и количество иногородних абитуриентов — более 170. — В этом году благодаря совместным усилиям приёмной комиссии и институтов ТГУ план приёма на бюджет выполнен практически на 100%. А главное, что у нас увеличился средний балл ЕГЭ и по университету в целом, и по приёму на бюджетные места в частности, — заключила Елена Репина. Новые задачи — новые компетенции Высокий интерес к ТГУ со стороны абитуриентов объясняется не только широким спектром образовательных программ по техническим, естественнонаучным, экономическим и гуманитарным направлениям — всего около 50 направлений бакалавриата и магистратуры. В апреле 2017 года Тольяттинский госуниверситет получил статус опорного вуза Самарской области. А это ставит перед вузом новые задачи и предъявляет новые требования к подготовке кадров. Так, с 1 сентября учебный процесс Тольяттинского государственного университета уже начали перестраивать. Классическая схема, когда студент сначала изучает теорию, а потом применяет полученные знания на практике, меняется. Теперь теория и практика должны идти параллельно. Причём практике отдаётся приоритет. Внедрение в учебный процесс профессиональной работы студентов предусмотрено Программой развития опорного университета (Тольяттинский госуниверситет получил статус опорного в апреле 2017 года). Есть у ТГУ и опыт внедрения в образовательный процесс проектной и профессиональной практической деятельности: в рамках реализации проекта "Формула Студент" (Formula SAE) и работы Молодёжного медиахолдинга "Есть talk!". Первыми под модернизацию попали те самые студенты-первокурсники 2017 года. Именно они вместе с преподавателями и кураторами из числа сотрудников ТГУ "тестировали" на себе проектную деятельность. В течение семи дней первокурсники учились работать в команде, искать идеи, разрабатывать проекты, выполнять первые задачи, взаимодействовать со сторонними экспертами и прочее. В процесс были задействованы все первокурсники, а это — около 1000 человек. Итог Недели проектной деятельности — 228 реализованных в университете или в городе проектов. — Мы не планировали научить проектной деятельности или реализовать крутые масштабные проекты. За неделю это сделать невозможно, — отмечает антропопрактик, эксперт образовательной платформы "Метаверситет", организатор проектной недели в ТГУ Владислав Сакович. — Наша цель — дать студентам-первокурсникам и преподавателям возможность попробовать, так сказать, на вкус проектную деятельность, поработать в команде, выполнить свои первые задачи, понять, как они оцениваются и так далее. И эту цель, безусловно, удалось выполнить. Из почти тысячи студентов, которые в итоге прошли через проектную неделю, практически 90% сделали как минимум один проект в команде и защитили его. Судя по обратной связи, которую мы получили от студентов, для них работа над проектом стала самым важным открытием и самым полезным опытом за первую неделю обучения в университете. Отметим, что введение проектной деятельности в образовательный проект — это не новшество для российских вузов. Организаторы проектной недели — эксперты образовательной платформы "Метаверситет" и образовательного бюро "Солинг" (Москва) реализовывали свои образовательные программы в различных вузах: работали с Томским политехническим университетом, Национальным исследовательским ядерным университетом, Московским государственным институтом международных отношений, Севастопольским государственным университетом и другими. Но именно в ТГУ впервые они отрабатывали проект в столь короткие сроки (неделя) с привлечением около 1000 студентов, при этом вся программа была реализована полностью руками преподавателей ТГУ, в отличие от того, что ранее делалось, например, в МГИМО и МИФИ. По словам эксперта образовательного бюро "Солинг" Марии Родионовой, результат работы превзошёл все ожидания. Опыт, полученный в Тольяттинском госуниверситете, "Метаверситет" и "Солинг" будут масштабировать и в других вузах страны. В Тольяттинском госуниверситете также не будут расставаться со столь удачно разработанным кейсом. Постепенно студенты всех курсов и всех направлений подготовки будут переориентированы в образовательном процессе на проектную деятельность. Михаил Криштал, ректор Тольяттинского государственного университета: — Тольяттинский госуниверситет — как опорный — должен быть не только вузом, занимающимся подготовкой кадров, но и центром, генерирующим инновации и команды инноваторов — в том числе предприятия, бизнесы, стартапы. Мы должны быть и во многом являемся драйвером развития территории. Взаимодействуем с самыми разными стейкхолдерами, как сейчас модно говорить, — это и властные структуры, и, конечно, горожане. И здесь, помимо генерирования инноваций, мы должны создавать дискуссионные площадки в университете, делать так, чтобы университет стал ключевым местом встречи различных интересантов в тех или иных процессах. Конечно, мы должны работать и в интересах существующих промышленных кластеров и нового инновационного кластера, который создан в Тольятти. Но центром этого кластера, или центром пространства создания инноваций, должен быть ТГУ.