Дипломы сами идут в руки
В ОЭСР стали учиться больше, но не тому Уровень образования в развитых странах продолжает расти: в среднем 80% молодых людей из стран ОЭСР закончат старшие классы средней школы, а 49% получат хотя бы одно высшее образование, говорится в докладе организации. Параллельно растут и расходы на обучение: на одного учащегося — от начальной школы до студентов вузов — приходится приблизительно $10,8 тыс. в год. Эти цифры по странам существенно различаются: если Великобритания тратит на образование около 6,6% ВВП, то Россия — вдвое меньше. При этом выбор университетами и самими учащимися программ не вполне отвечает потребностям рынка. Как отмечается в докладе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) «Education at a Glance 2017», расходы стран на образование с 2005 по 2014 год выросли в среднем на 0,2 процентного пункта ВВП — их почти не затронул даже финансовый кризис. Значительнее всего они росли в Бразилии, Португалии и России. Если в 2005 году на образование приходилось лишь 2,5% ВВП РФ, то к 2010 году показатель достиг 3,4%, а к 2014 стабилизировался на отметке 3,3%. Тем не менее результат остается самым низким среди стран ОЭСР и партнеров (среднее значение 5,2%). Самые высокие показатели — у Великобритании (6,6%), Канады, США и Норвегии (по 6,2%). В среднем ежегодные расходы на одного учащегося составляют в странах ОЭСР $10,8 тыс. (от $8,7 тыс. на ученика начальной школы до $16,1 тыс. на студента вуза). Доля образовательных расходов в бюджетах составляет в среднем 11,3%, в РФ — 8%. Число студентов, поступающих в вузы, стремительно растет, причем возврат от вложений в образование оказывается весьма значимым как для самих молодых людей, так и для налогоплательщиков в целом, отмечают в ОЭСР. В 2016 году число людей с высшим образованием в возрасте 25–34 лет составляло 43% (26% в 2000 году). Доля молодых людей, не учившихся в старших классах, сократилась за этот период с 25% до 16%. Если тренд сохранится, в ближайшие годы доля получивших хотя бы одно высшее образование вырастет до 49%. Впрочем, на сегодняшний день каждый четвертый зачисленный студент так не получает диплом в течение двух лет с предполагаемой даты окончания, а 80% из их числа совсем прекращают образование. Кроме того, университеты не всегда могут предложить, а учащиеся — выбрать специальности, которые обеспечивают лучшие возможности на рынке труда, отмечается в докладе. Каждый четвертый студент выбирает направление, связанное с бизнесом, управлением и правом, тогда как на инженерные специальности, строительство и производство приходится только 16% учащихся. Информационные и телекоммуникационные технологии выбирают менее 5% студентов, хотя эти специальности наиболее востребованы: уровень занятости IT-специалистов в трети стран ОЭСР превышает 90%. Впрочем, в целом шансы найти работу у людей с высшим образованием на 10% выше, а зарабатывают они на 56% больше, чем те, кто закончил только старшую школу. Помимо материальных преимуществ образование способствует и психическому здоровью — выпускники вузов меньше страдают от депрессии, утверждают в ОЭСР. В России исторически отмечается один из самых высоких процентов людей с высшим и средним специальным образованием — 56% взрослого населения. По этому показателю страна занимает второе место среди всех стран ОЭСР и партнеров, уступая только Канаде. При этом доля студентов, ориентированных на бизнес-специальности, управление и право, здесь значительно выше, чем в среднем по ОЭСР (38% против 24%), а естественно-научные и IT-программы в общей сложности выбирают лишь 7% молодых людей. Около 3% студентов составляют иностранцы, но лишь 0,8% россиян получают образование за рубежом (6% в странах ОЭСР). В докладе также отмечается резкий рост числа российских детей, посещающих дошкольные учреждения: если в 2005 году в детские сады ходили лишь 42% четырехлетних мальчиков и девочек, к 2014 году их число достигло 88%. Почти все они ходят в государственные детские сады, хотя в среднем по ОЭСР на них приходится 55% дошкольников. Надежда Краснушкина