Родителей школьников потянули за язык
Большинство из них недовольны программой по английскому 77% родителей считают школьную программу по английскому языку недостаточной для подготовки к экзаменам ОГЭ и ЕГЭ, при этом только 35% из опрошенных нанимают для дополнительной подготовки репетиторов. Напомним, с 2022 года ЕГЭ по иностранным языкам станет обязательным для всех школьников. Разработчики заданий ЕГЭ по иностранным языкам заверили, что школьной программы достаточно для того, чтобы набрать минимальный балл на экзамене без репетитора, а для поступления в профильный вуз рекомендовали смотреть фильмы на иностранном языке. Ученики старших классов «не дотягивают до положенного уровня школьного английского» в 2,5 раза чаще, чем младшие школьники. Об этом свидетельствуют результаты исследования отношения родителей к качеству преподавания английского языка в школе (есть в распоряжении “Ъ”). В исследовании крупнейшей в РФ онлайн-школы английского языка Skyeng, проведенном в июле 2017 года, приняли участие 1,5 тыс. родителей учеников 8–11-х классов из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Челябинска, Казани. Большинство родителей считают, что в школьной программе не хватает «высококвалифицированных преподавателей по английскому, гарантии результата, международных программ по обмену школьников и интерактивных уроков на английском (театральные постановки, игры, экскурсии, разговорные уроки/встречи по интересам)». В целом 77% участников опроса охарактеризовали существующую школьную программу по английскому языку как недостаточную для подготовки к итоговым экзаменам в 9-х и 11-х классах (ОГЭ и ЕГЭ). «Опасения родителей подкрепляются результатами, международной онлайн-олимпиады по английскому языку, которую компания проводила весной 2017 года, в ней приняли участие 82,5 тыс. участников из 1 тыс.- городов в 60 странах мира»,— отмечают в Skyeng. По итогам олимпиады оказалось, что хуже всего английским владеют «на положенном школьном уровне» ученики выпускных классов: в 11-м классе только 13,8% участников олимпиады решили задания уровня ЕГЭ с высшим результатом. Лучшего всего с освоением школьной программы справляются ученики 7-х классов: почти треть участников правильно решили от 87% до 100% заданий олимпиады. «Современные школы успешно справляются с обучением детей английскому языку на элементарном уровне, но на более продвинутых ступенях успешность обучения снижается»,— констатируют авторы исследования. Несмотря на низкий уровень знаний, родители учеников предпочитают, чтобы те выбирали английский язык как экзамен по выбору. Наиболее эффективным способом обучения большинство опрошенных (49%) считают занятия с репетитором. При этом в реальности только в 35% семей дети занимаются иностранными языками дополнительно. «Понимание, что обучение может быть удобным и эффективным за счет использования интернета и технологий еще не пришло к современным родителям,— сказала “Ъ” руководитель направления курсов для школьников онлайн-школы английского языка Skyeng Анна Анащенко.— 80% опрошенных подтвердили, что не имеют собственного опыта обучения онлайн. Это объясняет, почему "занятия с репетитором дома" и "групповые курсы" — лидеры рейтинга способов обучения». По ее мнению, это соотношение сильно изменится, когда родителями станет нынешнее поколение молодых специалистов, которое, напротив, все большее предпочтение отдает онлайн-форматам изучения языка. Напомним, с 2022 года ЕГЭ по иностранным языкам станет третьим обязательным предметом для всех школьников. Сейчас экзамен выбирают только около 10% выпускников, рассказала “Ъ” председатель федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по иностранным языкам Мария Вербицкая: «Свыше 35% сдающих получают высокие баллы — от 80 до 100. Объективных данных об уровне владения языком остальными 90% учащихся нет, можно только строить предположения на основе проведенного в 2016 году Национального исследования качества образования по иностранным языкам в 5-х и 8-х классах. Его результаты показывают, что в обучении иностранным языкам есть много проблем». По ее словам, родители, недовольные уровнем школьной программы, как правило, имеют в виду конкретную школу и учителя: «У нас до сих пор встречаются учителя, которые ведут урок в рамках "прочитай — переведи". ОГЭ и ЕГЭ же проверяют реальное владение языком». Госпожа Вербицкая добавила, что для того, чтобы набрать минимальный балл на ЕГЭ по иностранным языкам (22 балла), имеющихся в школьной программе часов достаточно, а «если школьник планирует поступать в вуз, где требуется высокий уровень владения иностранным языком, следует рекомендовать ему перейти в профильный класс, больше читать литературу, смотреть фильмы на иностранном языке». Анна Макеева