Как алтайские фермеры спасли профессиональный лицей
Речь идет о системе дуального образования, которая совмещает теорию в учебных классах и практику на действующих сельхозпредприятиях. Практика, встроенная в учебный процесс, не только закрепляет полученные за партами знания, но и дает массу новой информации и навыков. Дуальное образование - понятие отнюдь не новое. Оно успешно практикуется в шести десятках стран. Причем на ее функционирование компании тратят ресурсов больше, чем сами профессиональные школы. В Косихинском районе дуальную систему выбрали как альтернативу ликвидации профучилища. В 2008 году из 400 гектаров учебной пашни обрабатывалось 60. Из техники оставались видавшие виды комбайн "Нива", трактор К-700 и допотопный ДТ-54. Из 300 учебных мест заполнено было 185. В пик кризиса учебного заведения ни один из выпускников-механизаторов не пошел работать по специальности. Да их и не сильно ждали в хозяйствах. Один из аграриев даже в сердцах заявил: "Никогда не посажу за штурвал новой техники выпускника училища". Все шло к тому, что учебное заведение закроют. Однако в декабре 2008 года на районной конференции работодателей замглавы районной администрации Сергей Старухин нашел для лицея спасительную соломинку - рассказал о немецком опыте дуальной системы обучения. Правда, крупного предприятия, которое могло бы стать ее опорой, в районе не было, вся экономика этой территории держится на сильных фермерских хозяйствах. И фермерам идея понравилась - они создали попечительский совет, в который вошли семь руководителей хозяйств во главе с Сергеем Горловым. Первым взносом попечителей стали техника, ГСМ, семена. Это, конечно, не было голым альтруизмом, но "душевный порыв", по выражению Сергея Горлова, тоже присутствовал. - Я начал фермерствовать в 2004 году, - вспоминает Сергей Викторович. - Вскоре понял: людей много, а работать некому. С каждом годом все острее вставал вопрос: "Где взять кадры?". Современный толковый механизатор подобен талантливому музыканту - это штучный товар, с ним надо серьезно работать. Самыми тяжелыми в "перезагрузке" Косихинского лицея были первые три года. Нам пришлось вложиться финансово, отрывать время от других дел, вести серьезную профориентационную работу в школах - молодежь не хотела поступать в лицей, говорили, что "это отстой". Повезло, что училище возглавляет Марина Александровна Ковалева - человек неравнодушный и энергичный. Поверьте, за прошедшие годы уровень выпускников Косихинского лицея заметно повысился. Очень приятно, что в мое хозяйство приходят молодые люди, которые уже много знают и умеют. По большому счету, мы вернули в профучилище то, что было в советское время, - серьезную производственную практику в хозяйствах. Косихинские фермеры, работающие по современным ресурсосберегающим технологиям, делятся с ребятами богатым опытом в учебных аудиториях. Лекциями такое общение назвать сложно - это, скорее, поучительные рассказы практиков. Но мало рассказать - надо еще показать и научить наглядно. Учащиеся лицея узнают секреты механизаторского ремесла на новейшей технике фермерских хозяйства вроде тракторов "Джон Дир", "Катерпиллер" или комбайнов "Вектор" и "Полесье". В районе большие площади занимает гречиха. Обучишь лицеиста сеять и убирать эту непростую культуру, и ему уже многое будет не страшно. Важно, что в экономическом отношении лицей не сидит на шее у фермеров. Он научился зарабатывать. Учебные поля лицея в прошлом году дали гречихи по десять центнеров с гектара (это выше, чем средний показатель по краю). Здесь вырастили неплохую яровую пшеницу и озимую рожь. Весь урожай удалось выгодно продать. - Лицей на один вложенный рубль получил три рубля прибыли - это очень хорошо, - подчеркивает один из членов попечительского совета Сергей Данилов. - Желательно и дальше улучшать технологии возделывания культур. Мы помогает в этом не только материально, но и советами. Например, настоятельно рекомендуем обратить внимание на технические культуры, спрос на которые растет в стране и за рубежом. Кстати, работу с рапсом, льном и подсолнечником внесли в учебный план на 2017 год. Выпускники лицея получат навыки сварщика и автоэлектрика. Качественные преобразования в учебном процессе отражаются на конкурсе. В конце "нулевых" его вообще не было, а в прошлом году на специальность "механизатор" было подано 35 заявлений на 25 мест. По итогам 2016-го Косихинский лицей стал вторым в краевом рейтинге учебных хозяйств. За последние два года в КФХ района трудоустроились 56 его выпускников. По схожему пути идут в Ребрихинском и Ключевском районах. В планах регионального Союза крестьянских (фермерских) формирований - распространение системы дуального образования на подготовку аграрных высшего звена. Когда в хозяйстве нет обученного по последнему слову теории и практики агронома или инженера, не поможет никакая суперсовременная техника. Прямая речь Александр Вайс, исполнительный директор Союза крестьянских (фермерских) формирований Алтайского края: - Профтехобразование, как правило, сегодня не имеет материальной базы, которая бы соответствовала высоким требованиям нынешнего дня, и скорее всего, такого соответствия уже не будет. В Косихинском лицее выбрали правильный путь: для нужд профессионального образования из передовых фермерских хозяйств привлекают новую технику и грамотных специалистов. Это дает ощутимые результаты в подготовке кадров. Молодежь остается в селе, трудоустраивается по специальности, создает семьи и таким образом решается целый ряд проблем. Дуальная модель подготовки кадров - это один из залогов сохранения села. Николай Халин, заместитель министра сельского хозяйства Алтайского края: - Кадровая проблема характерна для сельского хозяйства всей России. Ее видит не только агробизнес, но и власть. В аграрном секторе Алтайского края трудится порядка 37 тысяч человек. Непосредственно в поле работает около семи тысяч механизаторов. В этом сегменте мы сохраняется кадровая недоукомплектованность. Проблему надо решать с помощью механизмов, которые предлагает государство. Один из них состоит в заинтересованном подходе самих сельхозтоваропроизводителей к подготовке кадров. Старые методы уже не работают.