Зачем токарю философия?
Лишь 25 процентов выпускников техникумов и колледжей соответствуют профессиональным стандартам. При этом четверть работодателей испытывают проблемы с привлечением квалифицированных кадров. Такие результаты дали исследования, проведённые Свердловским областным союзом промышленников и предпринимателей (СОСПП). Правда, с ними не согласны руководители средних профессиональных заведений, которые готовят кадры нашим предприятиям. Профессиональная брешь Если социологический опрос среди руководителей предприятий, входящих в СОСПП, проходит каждый год и нынешний показал, что острота кадровой проблемы для предпринимателей несколько снизилась, то тест на соответствие выпускников профессиональному стандарту провели впервые. Для этого проэкзаменовали выпускников двух средних профессиональных учреждений — одно из Екатеринбурга, другое — из Нижнего Тагила. И результат, как признаются сами устроители экзамена на соответствие выпускников профстандартам, не стал для них откровением. — Результат лишь ещё раз подтвердил то, что звучало не раз: образовательные программы и образовательные процессы нужно максимально приближать к потребностям рынка труда, — считает вице-президент Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей Татьяна Кансафарова. Об этом же говорят и руководители кадровых служб крупных уральских предприятий. — Нижнетагильский металлургический комбинат, как и другие промышленные предприятия, сталкивается с проблемой качества подготовки выпускников. Уровень компетенции многих не соответствует нашим требованиям, — говорит директор по персоналу ЕВРАЗ НТМК Алексей Пырин. По словам управляющего директора Первоуральского новотрубного завода Алексея Дронова, предприятие также сталкивается с этой проблемой: трудно найти выпускников, которые могут работать со сложной и дорогой техникой. Во многом это связано с тем, что в средних профессиональных учреждениях обучение идёт на устаревшей технике. Эту брешь в подготовке кадров крупные промышленные предприятия пытаются закрыть самостоятельно, создавая свои учебные центры. При этом многие используют и потенциал профильных учебных заведений. Тот же НТМК совместно с Нижнетагильским горно-металлургическим колледжем разрабатывает учебные программы с учётом специ- фики и требований предприятия. Первый год отработал учебный центр на территории Северского трубного завода в Полевском. Его созданию предшествовало заключение трёхстороннего соглашения о сотрудничестве между Северским трубным заводом, Полевским многопрофильным техникумом и министерством общего и профессионального образования области. Получился хороший пример взаимодействия производственников и учебного заведения в рамках программы «Уральская инженерная школа». Профессия — это не специальность Но пока таких проектов немного. И, наверное, не всегда они будут оправданы, так как получается, что корпоративная система подготовки кадров будет дублировать существующую структуру профессионального образования, в которой по области задействовано более ста учебных заведений. В этом году свердловские учреждения среднего профессионального образования выпустили около 15 тысяч специалистов. Если следовать логике исследования СОСПП, то только четверть из них можно считать таковыми? — Это исследование не отражает реальной картины по одной простой причине, потому что около 80 процентов специальностей, по которым готовят специалистов в Российской Федерации, не имеют профстандарта, — считает директор Екатеринбургского экономико-технологического колледжа Владимир Вертиль. По его словам, из 25 специальностей, по которым обучают студентов в колледже, профессиональные стандарты разработаны лишь по четырём. — Как можно говорить о несоответствии выпускников тем или иным профессиональным стандартам, если их нет, если работодатели, к сожалению, не разработали профессиональные стандарты, которые обязаны были сделать, — говорит он. Кстати, сегодня критику нашего профессионального образования можно услышать часто. На проходящем в эти дни ИННОПРОМе экс-министр финансов Алексей Кудрин заявил, что надо учить людей не знаниям, а навыкам. Или, как модно сегодня говорить, компетенциям. И тут у нас тоже противоречие с существующей системой профобразования. — Профессия — это совокупность определённых умений. Специальность — это образование. Мы даём не только профессию, но и среднее профессиональное образование. А вот в образование работодатели как раз вкладываться и не хотят, — считает директор Уральского радиотехнического колледжа Любовь Самсонова. С позиции производственников нынешний специалист получает слишком широкий спектр знаний, порой ненужных. — Я встречал работодателей, которые заявляли: «А зачем выпускнику нужен иностранный язык? Ему всё равно английский не понадобится. Зачем им философия?» Позиция, конечно, ошибочная. Вы, дескать, научите их, как хлеб печь, и достаточно. А он никогда не будет хлеб печь хорошо, если не получит общего развития, — считает Владимир Вертиль. В идеале выпускник должен обладать и необходимым набором компетенций, и широким спектром знаний. Пока наша система профобразования только на пути к этому идеалу. Опубликовано в №125 от 13.07.2017