Как устроиться в компанию мечты: все, что вам нужно знать о поиске работы в 21 веке
На берегу новой экономики Постиндустриальное общество выбросило нас на берег новой экономики – экономики знаний, которая требует от человека непрерывного развития и повышения квалификации. Новые запросы общества приводят к глобальным изменениям в сфере образования: открытое образование, «цифровизация», бум edtech-стартапов, корпоративные университеты, рост инвестиций, первые компании-единороги, свобода выбора и плюрализм методологий. Сегодняшний дух времени хорошо знаком историкам, изучающим эпоху Просвещения. При всех позитивных изменениях на рынке сохраняется дефицит квалифицированных кадров. Чтобы решить эту проблему, компании объединяют свои усилия с образовательными учреждениями или создают новые учебные центры — корпоративные университеты. Интерактивная карта будущего образования, созданная участниками проекта Global Education Futures (GEF), прогнозирует появление новой модели инвестиций — инвестиции в людей. К 2020 году это приведет к объединению рекрутинговых компаний и образовательных онлайн-курсов. Уже сейчас в схватке за таланты компании организуют стажировки, проводят хакатоны, сотрудничают с вузами и «перевозят» сотрудников из других регионов. Эффективность и окупаемость этих действий – тема для отдельной статьи. Но пока мы говорим о будущем, молодые специалисты по-прежнему остаются один на один с вопросами: Где получить востребованные знания по профессии? Где применить знания на практике и получить профессиональный опыт? Как попасть в компанию мечты? Ответы они находят в карьероориентированном образовании. Приведем мировые примеры 1. General Assembly Образовательный проект, ориентированный на преодоление разрыва между талантливыми соискателями и нуждающимися в них компаниями. «General Assembly решает проблему глобального разрыва навыков», – говорит генеральный директор и соучредитель Джейк Шварц. C 2011 года из коворкинг-пространства проект вырос в образовательный центр с кампусами в 20 городах по всему миру и 35 000 выпускников. Учебная программа строится на основе запросов и требований к навыкам выпускников от работодателей. Во время учебы студенты выполняют реальные задания компаний и имеют возможность проявить себя перед будущим работодателем. Кроме этого, General Assembly создал сообщество выпускников, к которому через свой сервис GA Profiles предоставляет доступ более чем 2500 своим партнерам, ищущих талантливых сотрудников. На Rusbase есть специальный раздел EDU. Он посвящен вашему образованию «здесь и сейчас». Вы можете мониторить список курсов и программ по актуальным темам и выбирать самые интересные для себя. Если вы — компания, которая работает в области образования, и хотите попасть в этот раздел, читайте инструкцию. 2. MissionU Американский образовательный проект с уникальной бизнес-моделью, которая доказывает состоятельность гипотезы о новой модели инвестиций в людей. MissionU видит своей миссией инвестиции в студентов. Генеральный директор и соучредитель Адам Браун, называет главной проблемой высшего образования большое количество выпускников, оказывающихся неподготовленными к реальной работе и обремененными долгами за обучение. MissionU предлагает платить за обучение только после получения работы. За 10 дней было подано более 2000 заявок. Годовая программа (почти полностью в онлайн-формате) обучает современным профессиям, в которых в скором времени будет дефицит специалистов. Сегодня это Data Analytics и Business Intelligence. Для студента нет никаких первоначальных затрат. MissionU начинает зарабатывать только тогда, когда выпускник устроился на работу с доходом более 50 000 долларов в год. И с этого момента выпускник 3 года выплачивает по 15% от своего годового дохода. 3. UDACITY Онлайн-университет из Silicon Valley. UDACITY, так же как General Assembly, фокусируется на преодолении разрыва между реальными навыками, образованием и занятостью. Проект основал Себастьян Тран, профессор Стэнфордского университета, сотрудник Google, изобретатель автономного автомобиля и участник других проектов Google X. В основе лежит концепция lifelong learning (непрерывное обучение на протяжении всей жизни). Проект учит навыкам, в которых нуждаются современные высокотехнологичные гиганты — Google, AT&T, Facebook, Salesforce, Amazon и другие. Часть образовательных программ UDACITY настолько заточены на трудоустройство, что студент вправе забрать деньги за обучение, если он не получит работу в течение 6 месяцев после окончания курсов. Для поиска работы UDACITY открыл Центр карьеры, где собраны сервисы, инструкции, истории успеха студентов и другой контент, помогающий найти работу. А для компаний действует сервис поиска и аренды талантов Hire Talant. Глазами работодателя Никита Черкасенко, Директор департамента HRM технологий и аналитики Ростелеком Я вижу, что концепция lifelong learning превращается из абстрактной идеи в обязательное условие профессионализации. Теперь проектировщиком и организатором процесса образования стал сам человек (не учебное заведение, не министерство образования, не работодатель) и он же стал основным инвестором и бенефициаром. При этом инфраструктура образования сейчас настолько глобальная и транспарентная, что только лень и незнание английского могут помешать вам получить нужные знания. Что это меняет? Компании будут бороться не за сильных специалистов в узкой области (разве что это лучшие или единственные специалисты в мире), а за тех, кто способен быстро и самостоятельно стать специалистом в более широкой области. Обучение — это уже не 40 часов на курсах повышения квалификации раз в год и не восьмичасовой тренинг «с отрывом от производства». Теперь это любая ситуация, в которой я не могу что-то сделать и иду за знаниями или алгоритмами действий прямо сейчас, прямо с телефона. Те, кто это понимает и готов принять это как базовое условие своей профессионализации, уже сегодня выигрывает конкуренцию за лучшие рабочие места. Пора прощаться с привычными корпоративным, высшим или средним образованием. Теперь неинтересно, где ты получил компетенцию. Мы уже живем в мире школьников-разработчиков, СЕО без MBA и профессоров бизнес-школ без диплома о высшем образовании. Алексей Борисов, Руководитель образовательного центра «Альфа-Опыт», Альфа-Банк Перед бизнесом, да и обществом, сейчас стоит большая задача по пересмотру системы образования. Она уже не поспевает за развитием технологий и не отвечает современным вызовам экономики. Что делать, пока не очень понятно. С одной стороны, уже появляются образовательные проекты, благодаря которым можно быстро освоить какую-нибудь компетенцию или востребованную специальность, минуя вуз. С другой стороны, нам не следует забывать про фундаментальное образование, оно дает определенные «метаскиллы» и позволяет в целом быть толковым профессионалом и человеком. Обучаемость, системное мышление, этические аспекты, любознательность, эрудиция – всему этому мы учимся с раннего детства. Поэтому нам лишь предстоит понять, как должны эволюционировать школа и университет с учетом ускорения жизненного цикла знаний. Мне кажется, что сейчас происходит уберизация образования, то есть теряют позиции фундаментальные образовательные институты и все больше набирают обороты образовательные инициативы, в которых преподавателями выступают сами практики, представители бизнеса. Их знания выстраданы опытом и максимально актуальны. Мы видим это в том числе и через наш образовательный проект, в котором преподают наши ключевые сотрудники и корпоративные клиенты. Как мы и прогнозировали на старте проекта, есть большой спрос именно на их знания и опыт. Ведь они лучше всех знают, что происходит в их индустрии и профессии. Андрей Кравченко, Руководитель направления обучения и развития IT-персонала Avito Сейчас я вижу три основных фактора, влияющих на рынок образования: Мы погружаемся в демографическую яму: специалистов и выпускников с каждым годом становится все меньше. При этом потребность в высококвалифицированных специалистах неуклонно растет. И нужны не просто рабочие руки, а профессиональные кадры, особенно в сфере IT. Не стоит преуменьшать роль университетов, ведь учить сложным вещам тоже сложно. Просто сейчас очень большой разрыв между системой образования в вузах и потребностями бизнеса. Выпускники не готовы полноценно и автономно работать над высокотехноличными проектами. Рынок отвечает на это, в том числе и Avito. Мы привлекаем молодых специалистов в отрасль, организуем чемпионаты, конкурсы и профориентационные мероприятия. Причем если раньше компании не обращали внимание на студентов, то сейчас все сфокусировались на этой целевой аудитории и углубляются в неё, вплоть до школьного образования. Мотивация работников меняется: уровень зарплаты и другие материальные преимущества имеют предел, компании не могут их бесконечно повышать. Поэтому сотрудники выбирают компании, в которых можно развиваться всесторонне. Кстати, работодателям и самим выгодно доучивать выпускников под себя и имплементировать их в свои бизнес-процессы. Для этого создаются системы наставничества внутри компаний. Например, популярен формат knowledge sharing, когда сотрудники учат друг друга. С одной стороны, молодые специалисты приобретают новые знания, с другой стороны, сами преподаватели повышают свой уровень квалификации и экспертизы. Рано или поздно мы придем к модели выращивания специалистов еще со школьной скамьи. Отбор талантливых детей, создание для них образовательной среды, развитие их сильных способностей – такие проекты будут делать в первую очередь корпорации, которым необходимы идеальные сотрудники. Ольга Августан, Руководитель образовательного направления в Mail.Ru Group Студентам не хватает сфокусированности и карьерного планирования. Это связано с тем, что они не знают реальных задач, с которыми предстоит столкнуться в работе. Поэтому Mail.Ru Group сейчас активно работает с ведущими вузами страны: мы даем ребятам возможность прокачаться, получить новые знания и попробовать себя в разных сферах IT. Одно дело, когда студенты читают информацию о работе, зарплате, перспективах развития в той или иной сфере, и совсем другое, когда они сталкиваются с реальными задачами. Половина студентов сразу выбирает другую специализацию. Поэтому так важно во время учебы пробовать себя в разных сферах. Это можно делать в формате офлайн или онлайн-курсов. Я думаю, что все больше компаний будут создавать свои учебные проекты и рассказывать о реальных рабочих задачах. Будут развиваться лаборатории и бизнес-инкубаторы. А компании смогут не только получить поток свежих идей, но и купить уже готовую команду. Наша история Мы увидели глобальную проблему в том, что молодые люди до сих пор испытывают огромные трудности в поиске и реализации себя. А диплом вуза не гарантирует интересную и высокооплачиваемую работу. Так родилась идея образовательного проекта Contented — онлайн-обучение и трудоустройство в профессиях будущего. Мы сфокусировались на сферах, которые уже испытывают кадровый голод или начнут испытывать его в скором будущем — Data Science, UX-design и VR/AR (виртуальная и дополненная реальность). Обучение — это в первую очередь обратная связь и менторство, которые получают студенты. Мы отказались от формата скучных лекций, заменив их интерактивными мастер-классами. Выпускники проходят серию интервью с HR-специалистами для оценки soft-skills и независимыми техническими экспертами для оценки hard-skills. После чего мы формируем базу соискателей, которая представляет лучших выпускников ведущих вузов и образовательных центров страны в профессиях будущего. Евгений Стройнов, CEO Contented Все работодатели хотят получать гарантированно подходящих кандидатов и не тратить время на их оценку. Я представляю себе некий магазин специалистов: заходишь, смотришь на рейтинги, отзывы и заказываешь идеального сотрудника с доставкой до рабочего стола. Мы стремимся именно к такой схеме работы: с одной стороны студенты получают актуальные навыки, соответствующие требованиям компаний, а с другой — компании получают специалистов, идеально подходящих под их задачи. Сейчас уже понятно, что в нашу программу трудоустройства проходит только каждый 15 кандидат. Таким образом, мы предоставляем компаниям лучших из лучших выпускников, они мотивированы и готовы развиваться в компании мечты. Материалы по теме: Украинский стартап по проверке орфографии привлёк $110 млн Английский для тех, у кого нет времени: 13 советов В 12 лет я стал конкурентоспособным на рынке молодых IT-специалистов Государство пытается контролировать онлайн-образование: плохо или хорошо? Мнение экспертов: повышают ли онлайн-курсы ценность резюме Деньги на ветер или кому реально нужна степень MBA