Дебют шахмат в школе: когда ждать новых чемпионов мира
Все чаще московские родители слышат о новых шахматных секциях в школах. В Москве и еще нескольких регионах с 2015 года действует комплексная программа "Шахматы в школе". Когда же ученики сядут за игровые доски в каждой школе, как проходят уроки и будут ли они платными, корреспонденту m24.ru рассказал руководитель проекта "Шахматы в школе", вице-президент Шахматной федерации Москвы (ШФМ) Никита Ким. Суть программы – Откуда возникла идея проводить уроки шахмат в общеобразовательных школах? – Идеологом программы стал президент Международной шахматной федерации (FIDE) Кирсан Илюмжинов. Он впервые опробовал это в Калмыкии в бытность главой региона. Собрал директоров школ и в добровольном порядке попросил подумать ввести у себя шахматы. Условно говоря, 10 процентов школ попробовали. Прошел год, и выяснилось, что у них повысилась успеваемость по всем предметам. Резко пошло на убыль число правонарушений среди школьников. Школы стали более благополучными. Другие посмотрели на эту историю и тоже решились. Так и пошло. ШФМ дополнительно проводила социологические исследования в России. Мы выяснили, что шахматы крайне позитивно сказываются на детях – их развитии и способностях. В конце концов, это выражается в том, что у них повышается успеваемость по другим предметам. Это много раз проверялось не только на территории Российской Федерации, но и в других странах. Например, в Армении и Турции обучение шахматам поголовное. – В чем особенность программы "Шахматы в школе"? – В отличие от других программ по обучению шахматам – эта не направлена на воспитание профессиональных гроссмейстеров. Программа рассчитана на начальную школу – с 1 по 4 классы. Проект помогает развивать у учащихся системное мышление, навыки стратегического планирования, и в целом повышает интеллект. Мы хотим, чтобы шахматы были третьим уроком физической культуры. Сейчас школы имеют максимальную автономию и в качестве третьего урока физкультуры берут тот вид спорта, который им хочется. – Программа работает во всем городе или в отдельно взятых школах? – С 1 сентября из 750 московских школ шахматы реально появятся в 250. В пилотном варианте "Шахматы в школе" заработали в Москве с сентября 2015 года. Тогда к нам присоединились 20 школ. Однако в октябре 2016 года прошло совещание в департаменте образования, на котором мы предложили присоединиться и другим школам. C удивлением мы обнаружили, что школ, желающих участвовать в программе, в Москве уже треть. Сейчас происходят закупки необходимого оборудования: шахматные доски, игровые часы. Закупаются учебники, переподготовку проходят учителя. Средства на это выделил департамент образования Москвы. – Как будут проходить уроки шахмат? – Основная форма урока – это учебный диалог учителя и ученика. Специально для учителей фонд "Шахматы в школе" совместно с издательством "Просвещение" разработал учебно-методический комплект, в который вошли: учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя и учебная программа. Были созданы специальные персонажи Саша и Катя. Эти герои помогают ребенку усвоить материал. По ходу учебника и рабочей тетради они задают ему вопросы. Тем самым они помогают ребенку дойти до каких-то основ и закономерностей самому. – Придется ли родителям самим покупать шахматные учебники издательства "Просвещение"? – Обучать шахматам детей будут учителя начальной школы? – В основном учителя начальных классов и учителя физкультуры. Для нас важно, чтобы это был педагог, который знает как общаться с детьми и как вести урок. Если Вася обыгрывает Петю, а Петя заплакал, успокоить его – это та компетенция, которой, условно говоря, нет у мастера спорта по шахматам и есть у педагога начального класса. Есть два разных подхода к преподаванию шахмат. Первый – это приглашать шахматных профессионалов. И второй, гораздо более хлопотный – переподготовка учителей. Мы остановили выбор на людях, которые понимают в детях, а не в шахматах. Лучше мы переучим их, но будем убеждены, что с детьми занимаются те, у кого есть необходимые компетенции. Чем мы привлечем профессионалов, которые, может быть, хорошо понимают в переводе коня с b5 на с4, но плохо понимают в детях. – Как учителя восприняли курс подготовки? Вероятно, не все умели играть в шахматы? – Изначально это пугало их. Кажется, что шахматы – это очень сложно. Но судя по первичной реакции, большинство очень довольны. Как только ты разбираешься в правилах игры, понимаешь, кто куда ходит, дальше уже появляется интерес, самому становится увлекательно. 18-19 марта прошел уже четвертый поток курсов для педагогов московских школ. Всего за два месяца курсы прошли около 600 учителей школ. Они получили навыки преподавания шахмат школьникам. Наша методика разрабатывалась таким образом, чтобы учителя получили все необходимые знания, чтобы преподавать шахматы. – А как будут оценивать учеников на шахматных уроках? – Мы сейчас думаем о системе зачет-незачет. Это вполне логично. Это не отбивает у детей желание заниматься, потому что принести домой двойку с шахмат, а потом расстраиваться из-за этого – это странно. Главное, чтобы дети получали удовольствие от игры. – Предусмотрены ли в школах открытые уроки и мастер-классы с опытными шахматистами? – Безусловно. 4 марта в музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе прошел финал шахматного турнира школьных команд "Белая ладья". К нам приезжал вице-чемпион мира по классическим шахматам, чемпион мира по блицу Сергей Карякин. Точно так же мы планируем в рамках турниров, больших форумов и мастер-классов приглашать знаменитых гроссмейстеров, которые своим примером будут воодушевлять детей и учителей. Детально эту программу еще не разрабатывали, но у нас есть понимание, что это необходимо делать. Турниры Уроки в классах – основная, но не единственная компонента в развитии шахмат в системе образования Москвы. Важным направлением в образовании станут турниры. Главным соревнованием останется городской шахматный турнир "Белая ладья", который организуют Шахматная федерация Москвы и столичный департамент образования. – Зачем нужны шахматные турниры? Не хватит ли детям обычных уроков? – Давайте не забывать, что шахматы – это не нечто сложное, скучное и непонятное. Это прежде всего увлекательная игра, в которой есть соревновательный элемент. Это прежде всего противостояние интеллектов. Как родились шахматы? Это стратегическая военная игра, где твоя задача – выиграть и доказать, что ты играешь лучше своего соперника. Уберите из шахмат турниры, и пропадет их огромная часть. – По итогам турниров дети будут получать шахматные разряды? – Конечно. Они получают московский рейтинг и шахматные разряды. Победители московского этапа "Белой ладьи" поедут состязаться на всероссийский этап. Он пройдет в июне в Дагомысе (Краснодарский край, прим. m24.ru). – Вы говорили, что идея программы не в том, чтобы готовить из ребят профессиональных шахматистов. Что будет с теми, кто хорошо себя проявит и заинтересуется шахматами? – Мы работаем замечательно не только с департаментом образования, но и с департаментом спорта Москвы. Те, кто решит продолжить обучение шахматам, переходят скорее в подведомство департамента спорта. В рамках проекта мы стараемся предоставить детям возможность узнать какие-то азы игры, получить шахматные навыки и системное мышление. Дальше наверняка появятся выдающиеся таланты, которые пойдут дальше. Мы только за. – В школах планируют организовать и шахматные интернет-турниры. Вы видите опасность мошенничества с использованием компьютерных подсказок? – Это общая проблема шахмат. C тех пор как компьютер стал "бить" человека, стало понятно, что будет какой-то 0,001 процента игроков, которые постараются этим воспользоваться. На разных турнирах бывали случаи, когда ловили гроссмейстеров, которые прятали телефоны или вживляли наушники в ухо. Но в целом закон нарушают не от большого ума. Ловить их обычно несложно. Их объяснения настолько наивные и детские, что сразу понимаешь, пользовался человек подсказками или нет. Плюс у учителя есть соответствующие компетенции. Им приходится ловить детей за подсказками на экзаменах. Это не только проблема шахмат – это проблема любого школьного предмета. Как мы понимаем честных людей больше, чем нечестных. Не забываем, что это игра. И мало кому интересно выигрывать, если это происходит не за счет его ума и интеллекта. – Вам бы хотелось, чтобы шахматы стали обязательным предметом? – Да, наша федерация хотела бы, чтобы все дети в стране изучали шахматы в начальных классах. Лично у меня есть вера, что чем больше детей будут играть в шахматы, тем больше людей на Земле начнут сначала думать, а потом делать. Это один из основных постулатов в шахматах. Они же станут взрослыми, и хотелось бы, чтобы люди привыкли сражаться за шахматной доской, а не в реальной жизни. Им необязательно становиться профессионалами и гроссмейстерами. Хотя кто-нибудь из них, может быть, и станет чемпионом мира. Но базово пусть все дети знают, что есть такая замечательная игра, и любят ее. А не любить ее невозможно.