В регионах возобновились проблемы с записью детей в первый класс
Электронная очередь существует не везде, а там, где есть, часто "виснет" от наплыва родителей. К тому же есть школы, у которых нет прикрепления по адресу или, скажем, определена квота - взять 20-30 детей из "своего" района. Тогда выход один - живая очередь. И не с 1 августа, когда большинству школ разрешается записывать всех на свободные места, а именно сейчас. В очереди в элитную школу N 186 Нижнего Новгорода родители ночью устроили драку. Выяснилось, что у одного из пап временная прописка, а не постоянная. Раз так, значит, у ребенка нет права учиться в этой школе, - посчитала очередь. Перепалка переросла в мордобой. 43 тысячи школ ждут в этом году первоклассников В Хабаровске в первый же день записи в первый класс были заполнены все места в нескольких хороших, по мнению горожан, школах. Такая же ситуация во многих крупных городах. Вопрос с пропиской решается легко - дело в цене. Есть семьи, которые сдают в аренду свои квартиры на севере Москвы и переезжают в съемное жилье на юго-западе, чтобы записать детей в школу с китайским языком. Там и прописываются. На форумах полно обсуждений, как купить квартиру рядом с "нужной" школой? Возьмут ли ребенка, если на момент записи прописка была, а к 1 сентября - уже нет? Проверяют или нет под лупой штампы в паспорте о месте регистрации? Есть спрос - есть и предложение. Родители снова бьются за место в первом классе. На этот раз - потому что хотят записать детей не просто в школу, а в элитную, престижную. Почему не в ту, что ближе к дому? Потому что слишком уж сильным стало расслоение государственных школ. - Да, нам не удается его сгладить, - признает директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина. - Поступление во многие лучшие школы связано с отбором детей. Они более мотивированы, родители имеют материальные возможности для допобразования и готовы платить за услуги. Школа получает гранты и участвует в программах, получая дополнительное финансирование. А в массовых школах, которые не могут себе позволить отбор учеников, результатов часто нет, учителя не имеют возможности повышать квалификацию. В таких школах много детей мигрантов, для которых русский язык - не родной и социально неблагополучных учеников. Справедливости ради надо заметить, что детям министров и больших чиновников в элитных школах поблажек не делают. "И тройки бывают, и двойки", - рассказала директор одной из таких столичных школ. Но и дают там много - языки, кружки, дополнительные занятия, профильные классы, поездки по стране и лучшие экскурсии... Вот только всех ли возьмут в хорошие школы? Отказывая родителям, директора элитных школ говорят: "Идите в первый класс в любую школу, а потом переведетесь к нам". Но при переводе придется сдавать экзамены - они разрешены - и, главное, в элитной школе никогда не бывает свободных мест. Зайдите на сайт любой такой школы. В графе "вакантные места для перевода" там всегда стоит пропуск. Эксперты говорят: попытка сделать все школы одинаковыми приведет к снижению качества образования. Надо честно признать, что у нас есть разные школы - сильные и не очень, элитные и массовые. Школы могут и должны быть разными, но при этом - доступными для всех. Между тем электронная очередь записи в первый класс из блага уже превращается в проблему для родителей и учителей. У первых очень уж невелик выбор - всего 2-3 варианта. А вторые понятия не имеют, кого они записывают. Может, в школу придет десять глухих, столько же детей с синдромом Дауна. Как их учить? Рейтинги тоже разочаровали родителей. В Санкт-Петербурге в этом году составили целых пять - так городской комитет по образованию намеревается помочь родителям будущих первоклашек. Но мамы и папы пользоваться таблицами не спешат. Во-первых, есть причины им не доверять, а во-вторых, позиция в рейтинге - вовсе не залог хорошего образования, считают они. Рейтинг школ власти Петербурга составляют уже второй год. Изначально учебные заведения оценивались по четырем направлениям: результаты массового образования, высокие достижения, материальные условия школы, кадры. В этом году итоговых таблиц получилось не четыре, а пять - к ним добавилась еще и оценка за качество управления. Но директора школ новую систему оценили. Корреспондента "РГ" они заверили, что за рейтингами следят и стараются в них попасть, хотя зачем им это нужно, объяснить никто толком так и не смог. Кстати, в отличие от общероссийских рейтингов, петербургская система никаких поощрений и бонусов за высокие строчки не сулит. - В большей мере создание таких таблиц - ответ на запрос общества, - комментирует директор лицея N 369 Константин Тхостов. К слову, лицей уже второй год подряд занимает место в первой десятке. С запросом общества тоже можно поспорить. Представители городского родительского комитета уже не раз подчеркивали, что рейтинг Смольного перегружен различными критериями. Есть среди них и такие, что вызывают скептические ухмылки - например, наличие бассейна, вовремя сданные отчеты, исполнение бюджета. - Нам важно другое. Близко ли школа к дому? Какая атмосфера в классе? Нравятся ли учителя и нравится ли вообще учиться? Как кормят, не обижают ли, - говорит отец первоклассницы Алексей Васильев. И добавляет: когда отправлял дочь в школу, никакие рейтинги во внимание не брал, а лично ходил, смотрел и слушал. Интересно, результаты рейтингов ставят под сомнение и многие преподаватели. По их словам, сегодня основная часть работы учителя - заполнение всевозможных бумаг, которые никакого отношения ни к преподаванию, а тем более к его качеству не имеют. Личный опыт Светлана Журова, председатель управляющего совета школы N 1448, олимпийская чемпионка, зампредседателя Комитета Госдумы по международным делам: Когда настало время отдавать в первый класс старшего сына, посмотрела все ближние школы, почитала отзывы родителей в Интернете. Для меня важно, чтобы в школе была дружелюбная атмосфера, возможность дополнительного образования и общественной работы. А тут еще оказалось, что школа, которая мне понравилась, - английская. Тогда не было электронной записи, и в хорошую школу надо было записываться ночью. Еще и отмечаться в очереди... Учителя в нашей школе очень стараются разбудить интерес к учебе у всех детей. Но разница между обычными детьми и теми, чьи семьи могут себе позволить вложить в образование больше времени и средств, существенная. Начинается еще и конфликт с учителем. Родители троечников начинают его упрекать: "Почему вы не обращаете внимания на наших детей?" Педагог отвечает: "Они не хотят учиться". "А вы их воодушевите..." Еще одна проблема - домашние задания. Бывает, что учитель дает такие задания, которые может сделать только очень подготовленный ученик или надо прибегать к помощи репетитора. У нас репетиторов нет. А учителей я попросила не завышать оценки, а ставить, что заслужил. "Два" так "два", "три" так "три". Младшего сына мы отправили учиться в школу "Самбо-70". Выбрали ее потому, что там жесткая дисциплина, много спорта, большая приверженность традициям школы и никаких мобильных телефонов. Надо позвонить - есть телефон у учительницы или у охраны - пожалуйста! Мнение Ирина Абанкина, директор Института развития образования ВШЭ: Если раньше большие чиновники и влиятельные люди отдавали своих детей в частные школы, то сегодня многие из них выбирают государственные. В середине 90-х годов был бум частных школ, но жизнь показала, что далеко не все из них оказались хорошими. Сильные школы остались только в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде. Но главное, очнулись семьи и поняли, что государственная система с ее жесткими требованиями может дать гораздо больше, чем частная школа. Светлана Погодина, директор самарской школы N 107: У нас самая обычная школа, не элитная. Учителя, конечно, есть разные. Талантливых, достойных, которые работают не один год, прекрасных предметников, примерно 10 процентов. В нашем городе есть и престижные гимназии, куда отдает своих детей местная элита. Официально отбирать в первый класс запрещено, но там тем не менее делают это. В этих гимназиях много ярких учителей, родители многих учеников могут позволить себе репетиторов. Такие гимназии охотятся за способными учениками из обычных школ и уговаривают родителей забрать детей и перейти учиться к ним. В итоге получается, что к ЕГЭ дети из нашей и из элитной школы часто приходят с разным уровнем подготовки. Возникает вопрос: как быть, ведь по закону каждый ребенок должен получить одинаковое образование? Где учились ВИПы России Дмитрий Медведев - школа 305, Ленинград Дмитрий Рогозин - школы 59, 73, Москва Аркадий Дворкович - школа 444, Москва Сергей Лавров - школа 607, Москва Сергей Шоугу - школа 1, Кызыл Владислав Сурков - школа 1, Скопин Александр Жуков - школа 444, Москва Эльвира Набиуллина - школа 31, Уфа Татьяна Голикова - Лесногородская школа, Московская область (по данным из открытых источников) Ситуация