Сергей Булгаков: «На изучение ВОВ в учебнике отводится четыре параграфа»
«К сожалению, федеральный образовательный стандарт и единый госэкзамен друг другу не вполне соответствуют. Стандарт требует не только знаний и умений, но и воспитания у школьников патриотизма, чувства гражданственности», - считает старший методист республиканского института повышения квалификации учителей. Кратко о важном Карина Кадиева, ADIGEA.AIF.RU: Близится 74-я годовщина освобождения Адыгеи от фашизма. Знают ли современные школьники своих героев? Сергей Булгаков: Историю Адыгеи, в соответствии с требованиями образовательного госстандарта, изучают в рамках истории России. В подавляющем большинстве школ завершают преподавание истории России в 9-м классе. В 10-11-х классах её лишь повторяют. На историю Адыгеи выделяется 7-8 уроков в год. За это время надо пройти всё: от эпохи Николая II до современности. На всю Великую Отечественную войну в учебнике отводится четыре параграфа - боевые действия, борьба в тылу врага, советский тыл и внешняя политика СССР. Для сравнения: при советской власти на изучение Великой Отечественной войны отводилось 30 часов. Сейчас учитель сильно зажат по времени. Весь материал краеведческого характера даётся максимально кратко. Ведь нужно не только дать материал, но и подготовить к экзамену, где нет места пионеру-герою Адыгеи Жене Попову, Герою Советского Союза Хусену Андрухаеву, командиру партизанского отряда «Народные мстители» Стефану Козлову и даже дате освобождения Майкопа. В Башкирии не будет Салавата Юлаева, во Пскове - Семёна Байкова, на Брянщине - имён местных партизан. Из заданий ЕГЭ по истории исключён региональный компонент. Только в некоторых школах, где директора искренне радеют за патриотическое воспитание, выделены часы на историю Адыгеи. Но чаще рассуждают так: «За историю Адыгеи меня не поругают, не похвалят. Но если дети не сдадут экзамен, по шапке получу точно. Так что лучше отдать час на математику или русский». И понять директора можно. Без интереса - Что теряют наши дети в процессе такого обучения? - Итоговая аттестация выхолащивает у школьников интерес к истории. Раньше на устных экзаменах по истории ученик мог показать свою личную заинтересованность в материале. Это было видно сразу. А когда мы проверяем ЕГЭ, не знаем, искренен ли человек. Но у большинства нет ни патетики, ни собственного отношения к событиям. Экзамен этого и не требует. Нужны знания дат и терминов, умения анализировать и сопоставлять тексты, таблицы, и чисто учебные навыки. Экзамены не проверяют уровень воспитанности ребёнка, осознания сопричастности к своей родине. Количество учебного времени по истории сократилось, но прибавилось число терминов, дат и событий, которые школьники должны запомнить. Конечно, учителя расширяют время изучения, сокращая какие-то другие темы. Но в лучшем случае, это три часа. Семь часов - это максимум, который может выделить учитель на изучение Великой Отечественной войны. На энтузиазме - Создатели нового учебника истории России уверяют, что с ним сдать ЕГЭ не проблема. Это так? - С новым учебником можно перевалить через минимальный порог знаний, при том, что ученик будет учить всё, что написано в учебнике. В реальности, чтобы поступить в вуз, учебника не хватает - объём, который необходим, значительно больше. Вот и выходит, что из школьного процесса при всех красивых словах начинают выхолащивать воспитательную функцию. Сейчас эта функция держится на энтузиазме учителей. Сегодня героев Великой Отечественной войны из Адыгеи дети знают только благодаря внеклассным мероприятиям, неравнодушию учителей и тому, что Минобрнауки республики постоянно проводит краеведческие олимпиады и конкурсы. - Разве нельзя вывезти детей в горы, где проходили бои за Кавказ? - Можно. Хотя удовольствие недешёвое. Для этого нужны не столько деньги, сколько кипы документов. Чтобы был специально оборудованный и проверенный автобус, где каждое сиденье имеет ремень безопасности, заявление каждого родителя с согласием на поездку, приказ директора, заверенный список участников выездной экскурсии с указанием фамилии, имени, даты рождения, адреса, контактного телефона одного из родителей, медсправки детей и педагогов и подтверждение врача о состоянии здоровья, журнал инструктажа детей и педагогов и так далее. Поэтому сегодня вместо походов зачастую учителя проводят виртуальные экскурсии с помощью компьютера. Только сомневаюсь, что это вызовет живой интерес к истории. А ведь история и литература немыслимы без эмоции. Не будет эмоции - не будет истории. Недаром в Древней Греции история причислялась к искусствам. Выхолащивая чувства из истории, мы её убиваем.