По «остаточному принципу»? В России сфере культуры нужна «перезагрузка»
Модная нынче оптимизация коснулась и сферы культуры, особенно на селе и в малых городах: здесь закрываются «нерентабельные» клубы и библиотеки. В обществе постепенно приживается мысль: если что–то не приносит немедленной выгоды, то оно вроде как и не нужно. А ректор Челябинского государственного института культуры Владимир Рушанин считает, что библиотеки и клубы необходимы для того, чтобы люди там читали, общались, реализовывали свои творческие способности. И даже в эпоху повальной компьютеризации должны быть площадки для общения, лекций, встреч писателей с читателями, творческих коллективов и т.д. Нужны ли нам социологи? Инна Панкова, «АиФ–Челябинск»: Владимир Яковлевич, если смотреть на систему высшего образования со стороны, то складывается впечатление, что внутри неё идет какая–то непрерывная перестройка. Вузы сливаются, объединяются, новые специальности появляются, другие, наоборот, исчезают. Это нормальный процесс? Владимир Рушанин: Да, с одной стороны это правильно, вузы должны развиваться и меняться, но мы должны понимать, что изменения продиктованы разными причинами. Одни изменения связаны с тем, что вузы стремятся отвечать на вызовы времени, ищут пути для развития. Другие перемены происходят потому, что были приняты какие–то административные решения – оправданные или не очень оправданные – это другой вопрос. – Ваш вуз долгое время назывался академией культуры, теперь вновь стал институтом. Почему? – Все российские вузы нашего профиля, в том числе в Москве и Санкт–Петербурге, вернулись к традиционному названию – институт культуры. Это решение нашего учредителя – Министерства культуры РФ. Вместе с тем учредитель предлагает нам вернуться к обучению только по традиционным для нашего вуза направлениям: библиотечно–информационная деятельность, социально–культурная деятельность, хореографическое, театральное искусство. В частности, непрофильным направлением признаны издательское дело, социология. Нам с этим трудно согласиться, потому что у нас одна из лучших социологических школ не только на Урале, но и в России. Она была создана у нас в институте, её возглавляет профессор, доктор философских наук, почетный гражданине Челябинской области Владимир Самойлович Цукерман. Есть огромный блок – социология культуры, изучение влияния культурных явлений на общественное сознание, и именно в этой сфере десятки лет наши ученые вели научные исследования. Интерес к этой специальности всегда был высокий, мы набирали не только на бюджетные места, но и на платные. Много желающих учиться на платной основе – показатель, что данная специальность не надуманная и вызывает интерес у молодежи. Тем более что социолог сегодня – одна из самых востребованных специальностей. Профессиональное социологическое сопровождение позволяет руководителям принимать правильные управленческие решения. Мы живем в среде устойчивых массовых стереотипов, мы к ним привыкли и не замечаем, что они искажают действительность. Социологические исследования помогают отойти от стереотипов и дать реальную картину действительности. Кто элита? – Получается, вам как бы говорят: возвращайтесь туда, где вы были раньше? – Логика здесь такая: вы – вуз культуры, у вас есть свой набор специальностей, связанных с музыкой, театром, хореографией, библиотечным делом. Ваш вуз должен быть эксклюзивным, небольшим и готовить творческую элиту. С одной стороны, может, для нас это звучит заманчиво, но с каких пор библиотекари и клубные работники относятся к элите? Ни по зарплате, ни по общественному восприятию эти профессии элитными не назовешь. – Кстати, новые специальности стали появляться в вузах не просто так. Видимо, были для этого объективные причины? – В 90–е годы государство признало, что не может дать высшей школе достаточного финансирования, поэтому вузам было сказано: вы сами, зная рынок труда и его потребности, можете лицензировать новые специальности. Вузы так и сделали – таким образом, они смогли выжить и развиваться. Сейчас модно ругать вузы за то, что они готовят юристов и экономистов, но ведь 10–15 лет назад эти профессии были действительно востребованы на рынке труда, и вузы просто ответили на вызов времени. Мы, например, юристов не готовили, но начали готовить экономистов в социально–культурной деятельности. И у нас был очень большой конкурс на эту специальность. Подушка безопасности – Вам могут возразить и сказать, что теперь финансирование увеличилось. Зачем вузу эти внебюджетные доходы? – Конечно, сейчас вузы финансируются более серьезно, хотя этих средств всё равно недостаточно, чтобы вуз развивался. Есть такая тонкая грань между тем, когда институт выживает – это одно дело, а вот развитие вуза – это ситуация совсем другая, и она требует другого финансирования. Для выживания достаточно минимума: коммуналка, зарплата – и всё. Чтоб он развивался, надо проводить научные конференции, обеспечивать издательскую деятельность преподавателей, приглашать звезд в вуз, потому что общение с медийным человеком, настоящим профессионалом меняет внутреннюю ауру вуза. К нам приезжали Михаил Шемякин, Ирина Прохорова, Наталья Солженицына, Александр Кушнер, Андрей Вознесенский, Евгений Водолазкин, народные артисты СССР Элисо Вирсаладзе и Леонид Сметанников и многие другие известные люди. Совсем недавно у нас побывал сотрудник Российской академии наук, самый крупный бибилотековед нашей страны Юрий Столяров, он встречался со студентами и с представителями библиотечной общественности, Любой нормальный вуз не может не развивать внебюджетную деятельность, я её называю подушкой безопасности. Внебюджетная деятельность и наши внутренние ресурсы позволяют нам развиваться, то есть финансировать те направления, которые учредитель сегодня не может финансировать. Но без этого развития наш вуз будет неубедительным и провинциальным. Как воспитать артиста – Что должен делать творческий вуз, чтобы быть убедительным? – Например, проводить творческие конкурсы, которые создают имидж не только институту, но и региону. Мы провели три конкурса им. Станислава Нейгауза. Этот конкурс пианистов – одно из крупнейших событий в музыкальной жизни страны. Конечно, выделяли деньги министерство культуры России и министерство культуры Челябинской области. Но нам приходилось вкладывать и свои серьезные средства, чтобы пригласить участников, обеспечить работу жюри, всех разместить и т.д. Мы могли бы этого не делать, но тогда бы не было и этого конкурса, который имеет международный статус. Можно ли воспитать артистов, хореографов, музыкантов, если они за пять лет учебы ни разу не выезжали за пределы своего региона с концертами, гастролями? Не участвовали в конкурсах и фестивалях? Мне кажется, вопрос риторический. Это всё равно, что учить врачей без практики в лабораториях и больницах. Поэтому мы стараемся делать так, чтобы наши студенты участвовали в фестивалях и конкурсах, в том числе и международных. К примеру, в конце 2016 года в Чехии наш вокальный ансамбль «Субтон» получил золотой диплом на фестивале «Рождественская Прага», а в январе этого года наш коллектив (восемь студентов) представил театрализованную шоу–программу на международном фестивале–конкурсе «Снежный Оскар» в Словакии, они получили Гран–при и заняли первое место. Такие поездки рождают профессионалов, повышают самооценку, дают опыт публичного выступления, а без этого не может быть артиста. Молодежь не останется – Не могу не спросить: как вы относитесь к так называемой оптимизации, которая затронула образование, здравоохранение, сферу культуры? – Да, в селах закрываются библиотеки и клубы, и получается, что культурная составляющая в жизни сельских жителей вообще исчезает, растворяется. С одной стороны, мы говорим, что деревни гибнут, и надо что–то с этим делать. А с другой стороны, если в деревне не будет школы, клуба, библиотеки, то молодые люди, думающие о будущем, в этой деревне не задержатся. Клуб – это студии, постановки, праздники, самодеятельные коллективы, в том числе и для пожилых людей. Откуда у нас «Бурановские бабушки» возьмутся, если клубы на селе закроют? Звучат и такие предложения: давайте всё соединим в школе – пусть там ещё будут и клуб, и библиотека. Но школы в селе к этому не приспособлены, да и различные надзорные инстанции не позволят совмещать в образовательном учреждении несколько функций. Библиотеки и клубы – это те места, где люди читают, общаются, взаимодействуют. Это места, где «работают» социальные коммуникации. Екатеринбург и его амбиции – Как только разговор заходит о культуре и о деньгах, где–то в подсознании стразу всплывает фраза про «остаточный принцип»... – К культуре нельзя относится «по остаточному принципу». Конечно, никто не спорит, хорошо, что в Челябинске есть хоккейная команда «Трактор». Это бренд, мы все им гордимся, а разве оркестр народных инструментов «Малахит» – это не бренд? А у них ведь за все годы их работы так и не появилось своего помещения! Или театр современного танца Ольги Пона – дважды лауреат самой престижной театральной премии «Золотая маска», один из самых известных театральных коллективов России – тоже не имеет своего помещения. Могу сказать, что в культурном плане Екатеринбург заметно опережает Челябинск. Наши города исповедуют две разные культурные концепции. В этом плане Екатеринбург более амбициозен, они хотят вырваться из привычных рамок провинциальности. Они успешно создают свои яркие культурные бренды – «Коляда–театр», Театр музыкальной комедии и другие, приглашают на гастроли ведущих артистов, проводят международные конкурсы. Тот же Ельцин–центр –– это заявка на столичность, разрыв повседневности. И Челябинск, и Екатеринбург – города–миллионники, но там совсем другое финансирование культуры, выше на порядок. Хоккей, безусловно, нужен, а разве искусство и культура – это менее важно?