Северный Кавказ растит собственных IT-специалистов
ВЛАДИКАВКАЗ, 9 декабря. /ТАСС/. Северный Кавказ растит собственных IT-специалистов. В каких условиях занимается в СКФО программированием талантливая молодежь, что мешает занятиям по IT-специальностям и каковы перспективы развития детских технопарков в регионе, рассказали ТАСС преподаватели и чиновники, работающие в сфере образования. От кружков до технопарков Возможности заниматься программированием и получать дополнительное образование по техническим специальностям в регионах Северного Кавказа разные. Чечня и КБР участвуют в федеральных программах по созданию детских технопарков, в Северной Осетии более десяти лет работает Станция юных техников, Ставрополье делает ставку на сотрудничество с вузами а в КЧР существует более сотни кружков технической направленности. "Нужно работать на всех стадиях и уровнях формирования отрасли, убежден председатель комитета Госдумы по информполитике, информационным технологиям и связи Леонид Левин. - Начинать надо со школьных кружков, развития детских технопарков, число которых президент предполагает довести до 40, увеличить число бюджетных мест по IT-специальностям, развивать совместно с бизнесом специализированные кафедры в вузах". Так, в 140 кружках технического направления в КЧР занимаются около трех тысяч детей. Для популяризации технического направления в республике регулярно проводятся различные конкурсы и выставки технического творчества, такие как "Город мастеров", "Мастерами славится Россия", "Знатоки автомобильной техники", а также конкурсы по судомодельному спорту, рассказали ТАСС в минобразования республики. Самому младшему "технарю" в Чечне шесть лет. Всего государственной программой охвачено в этом году более 1200 детей, занятия техникой требуют немалых затрат. "Есть разные кружки и соответственно материалы, к примеру, для картинга используют бензин, масло, запчасти. Конечно, не скажу, что у нас все предостаточно, приходится как-то выходить из ситуации", - рассказал директор Республиканского центра детско-юношеского технического творчества Абдул Ахъядов. По его мнению, в будущем техническим образованием необходимо охватить даже детские сады, но пока приоритет на работе в школах. "Чеченская республика послевоенная, образование было практически разрушено, и сегодня главная наша проблема - нехватка помещений. Кроме того, очень острый дефицит в техническом направлении в кадрах. А все остальные проблемы по ходу работы можно решит", - сказал Ахъядов. В Ставропольском крае работают три Центра, в 2017 году будут созданы еще два, при стоимости создания одного центра - около 7 млн рублей, рассказал ТАСС замминистра Минэкономразвития ставропольского края Валерий Сизов. Центры молодежного инновационного творчества были созданы на базе Ставропольского государственного аграрного университета, Невинномысского агро-технологического колледжа и Пятигорского филиала Северо-Кавказского федерального университета. С конца 2013 года посетителями ЦМИТов на Ставрополье стали более 10 тыс. человек. "Ими реализовано более 70 проектов различных направлений - от часов до роботов и концептуальных макетов машин и оборудования", - пояснил Сизов. А в Дагестане с 2017 года в общеобразовательных школах вводится программа "Начально-техническое моделирование" для учащихся начальных классов. Республиканский центр научно-технического творчества учащихся совместно с Бизнес-инкубатором "ПЕРИ Инновации" реализует программу по выявлению и поддержке одаренных школьников путем создания для них наиболее благоприятных образовательных условий. Приоритетными дисциплинами в рамках программы являются авиамоделирование, судомоделирование, робототехника. А также для учащихся школ республики проводятся "недели робототехники", где учащихся знакомят с миром техники, организуются выставки и мастер- классы. Есть ребенок - есть проект Преподаватель кафедры алгебры и анализа Северо-Осетинского госуниверситета и Центра непрерывного математического образования Мария Макаренко работает с талантливыми детьми индивидуально. "Есть ребенок - есть проект, есть конкурс, в котором мы участвуем, - рассказала она. - Сейчас мы с двумя шестиклассниками принимаем участие в конкурсе Intell, который дает нам возможность получать бесплатно комплектующие". 12-летние школьники Руслан Макоев и Илья Твалишвили прошли первый тур конкурса и получили микроконтроллеры и датчики для реализации своей идеи - создания "ручки-компаньона". Ребята разработали проект создания колпачка на ручку, который будет фиксировать, как они делают уроки, пишут или не пишут, насколько интенсивно, если долго занимаются, ручка дает команду "побегать". Вся информация с ручки собирается в облаке на сайте Intel, ее можно раздать на телефон родителям. "Надеемся, что все получится, процесс пока на уровне идеи, но очень важно, что в ходе конкурса получаешь оборудование и можешь его использовать. Мы уже получили комплектующие для работы: они дорогие, их нигде не купить, надо заказывать", - рассказала преподаватель. Еще один воспитанник Марии Макаренко, который, по её оценке, работает уже практически самостоятельно, ведёт сразу несколько проектов. Одиннадцатиклассник Никита Старченко сам собрал компьютер на двух микросхемах, который подключается к проектору, управляется на языке Бейсик и может сразу программировать. "Все, что было сделано лет 30 назад на больших компьютерах, он сделал на двух маленьких микросхемах", - рассказала она. Другой проект Никиты - работа над электронной начинкой мягких игрушек, поющих колыбельные на осетинском языке. Победительница конкурса "Машук" и автор этих игрушек до сих пор закупала микросхемы в Китае, но теперь с помощью молодого программиста рассчитывает значительно снизить стоимость игрушек. Очень доволен организацией учебного процесса в Центре непрерывного математического образования отец Ильи Твалишвили Андрей. Он отмечает, что у сына "все время горят глаза" и считает месячную стоимость занятий в размере двух тысяч рублей вполне приемлемой. "Вот уже год сын занимается программированием, ведет проекты, постоянно участвует в олимпиадах, за последний месяц участвовал в пяти олимпиадах - онлайн по миру и офлайн в республике, - рассказал Андрей. - Он домой приходит, у него в глазах огонь, начинает показывать мне, чем они занимались, а я слабо разбираюсь в этом, но все равно интересно".