"Дело не в оценках": молодые учителя о своей работе в глубинке
МОСКВА, 5 окт — РИА Новости, Лариса Жукова. День учителя отмечается более чем в ста странах по всему миру. В нашей стране уже второй год работает программа "Учитель для России": общественный проект, привлекающий к преподаванию молодых преподавателей и выпускников лучших вузов страны. Мы поговорили с двадцатилетними учителями, которые уехали в российскую глубинку, и узнали о том, с какими трудностями они сталкиваются и что заставляет их продолжать работу. Алина Лукинская, 23 года Откуда: Санкт-Петербург Где работает: г. Балабаново, Калужская область Анна Лукинская Алина Лукинская Я получила юридическое образование в Санкт-Петербурге, но, проработав по специальности, поняла, что это не мое. Потом уехала в Калининград в детский лагерь дополнительного образования. Сначала работала вожатой, потом занималась методической работой. В этом году я преподаю в городе Балабаново в Калужской области. Веду историю, обществознание – это двадцать часов в неделю. Из дополнительных кружков – волонтерская и проектная деятельность. Ни один десятиклассник не представляет, куда и зачем будет поступать. Никто не верит, что можно поступить на бюджет, в московский или питерский вуз. Для них большой город – это Обнинск. Представления о том, чем можно заняться после школы, ограничиваются работой в магазине. Мы "теряем" детей уже с 8 класса. Младшие дети очень любознательны и умеют учиться для себя. Им интересно работать с учебниками, важно, чтобы была дисциплина, проверки. Кроме того, они любят составлять друг другу тесты с ошибками. Все хорошо усваивают становление Руси и эпоху Александра I, хуже всего идет тема междоусобиц. Каждый урок дети пишут на листочках, что запомнилось лучше всего, а что было непонятно. В 10 классе большие трудности с устным самовыражением. Либо они привыкают к тому, что их мнением никто не интересуется, либо не видят необходимости в риторике, так как все экзамены письменные. Анна Лукинская В прошлом году я очень хотела попасть в "трудную" школу с детьми из непростых семей. Моя цель была в том, чтобы заниматься с детьми не только образованием, но и вдохновить их на то, чтобы менять свою жизнь своими же силами. Первая школа оказалась именно такой. Она стояла рядом с трассой. Когда я попросила детей написать сочинение о себе, все написали про торговый центр "Карусель". Вся их жизнь проходила там. Родители постоянно были заняты работой и личной жизнью. Один из моих учеников на каждом уроке оскорблял своих одноклассников. Я оставила его после урока, чтобы узнать, откуда у него столько энергии. Он ответил, что ему плохо. Позже я узнала, что его мама и папа были лишены прав, и его усыновили другие родители. Мне пришлось с ними встретиться. Другой мальчик пришел ко мне и начал жаловаться на отца. Оказалось, что его мать начала пить и ушла из семьи. Я объяснила, что сейчас важно поговорить именно с папой и рассказать о своей боли. Многие родители не идут на контакт, особенно, когда у ребенка нормальные оценки. Но ведь дело не в оценках! В одном из классов, где постоянно были оскорбления друг друга, я попросила честно поднять руки тех, у кого дома родители непристойно выражаются. Не подняли руку только три человека. В конце года я узнала, что мои ученики из трудной школы стали победителями районных олимпиад. Для меня это было большой победой. Меня в этой профессии мотивирует все. Я каждый день ухожу из школы с улыбкой. Олег Орлов, 27 лет Откуда: Москва Где работает: пос. Демьян Бедный, Тамбовская обл. Олег Орлов Я по образованию историк, специализировался на медиевистике и культурной жизни России XIX века. Последние три года работал воспитателем в детском саду в Москве. Работа с детьми мне очень нравилась. У меня давно была идея уехать в глубинку, узнать, что представляет собой наша страна в провинции, и заниматься там образованием. Когда я узнал о программе, я сразу отправил заявку. Сейчас я в поселке Демьян Бедный – 120 километров на юг от Тамбова. Здесь при советской власти выращивали яблоневые сады, и в 80-е года сюда на заработки стали приезжать этнические курды из Средней Азии. Они составляют четверть населения поселка, а всего здесь полтысячи человек. В школе 42 ребенка. В каждом классе – по четыре-пять человек. Живу в небольшом доме рядом со школой, с удобствами на улице. Здесь нет интернета – он только в школе, и очень слабая сотовая связь. Зато есть эффект сломанного телефона. Например, я узнал, что, оказывается, приехал сюда за миллион рублей и бежал из Москвы, чтобы не платить алиментов. Но люди добрые. Когда мы приехали, дети начали стучать в окно. Я объяснил, что есть дверь, пригласил в гости, показал игру "Монополия". Так мы познакомились. Ребята очень добрые: часто приносят арбузы, помогают выносить мусор, предлагают помыть машину. У них нет никаких развлечений кроме футбола. Есть многодетные семьи, в которых дети от разных отцов. Одной ученице 12 лет, она старшая по хозяйству и занимается со всеми младшими братьями и сестрами. Понятно, что при таких обстоятельствах тяжело учиться. Взрослые часто на заработках и домой приезжают редко. Я работаю пять дней в неделю плюс дополнительное образование: веду латиноамериканские танцы и предпринимательство. Альтернатив таким кружкам нет. Районный центр с секцией карате находится в нескольких десятках километрах. Олег Орлов На некоторых детей навесили ярлык "плохой". У нас есть мальчик, в характеристике которого написано, что он сходил в туалет в цветочный горшок. На уроках он пробует меня на прочность: бросает учебник, например. Я говорю: "Ты, наверное, устал?". Он отвечает, что да. В пятом классе дети еще очень любознательны, и впитывают все, как губка. Я включаю много игровых моментов. Например, я повесил ватман на стену и написал, что каждый может задать абсолютно любой вопрос по истории, географии, обществознанию. Первые два дня лист висел пустой. Потом начались вопросы. Но очень простые. Я написал: "Задавайте более сложные вопросы". Они ответили: "Мы не можем". Я написал: "Почему? Давайте". Кто-то написал: "Когда умер Ленин?". Один девятиклассник уточнил в учебнике и ответил сам. И потом они целый день говорили про Ленина. Многие не выбираются дальше поселка или райцентра. В целом, представление о нашей стране скупое. Иногда по отношению к курдам проскальзывают шутки на грани фола. Это не агрессия, а просто низкая культура общения. Я собираюсь показать детям мультфильм "Зверополис", чтобы поговорить о толерантности и принятии отличий друг друга. Может, детям и сложно усваивать уроки. Но я здесь нужен больше, чем в Москве. Мотивация работать в сельской школе у молодых учителей крайне низка в силу бытовых проблем. Если не я, то кто?
