Один день из жизни студента московской консерватории
12 сентября Московская консерватория отмечает полуторавековой юбилей. Официальное ее открытие состоялось 1 сентября 1866 года, правда, для занятий первое время арендовали другое здание неподалеку. Сегодня московскую консерваторию знают во всем мире — здесь прекрасно учат, здесь расположен один из лучших мировых концертных залов. Каждый день начинается для студента консерватории около памятника Чайковскому на "фермате". Полукруглые каменные лавочки по форме напоминают один из знаков нотописи — "фермату". В музыке в этот момент исполнитель может увеличить длительность звучания ноты на свое усмотрение, попросту сказать, "зависнуть". На фермате около Чайковского студенты делают примерно то же самое — зависают. Но потом идут в классы. Студентка Московской консерватории По консерватории я хожу со студенткой 4 курса Ольгой. Она музыковед, приехала учиться из Воронежа. В ней все выдает отличницу и активистку. В процессе разговора выясняется, что, помимо учебы (а теоретический факультет — один из самых сложных), она занимается общественной работой в Студенческом союзе московской консерватории. И с особым энтузиазмом рассказывает про ежегодный весенний студенческий бал, к которому студенты специально учат друг друга танцевать. Знаменитые залы Консерватории, в которых вечером идут концерты, днем живут обычной жизнью, используются как репетиционные площадки и места для занятий. Вот и сейчас, когда мы подходим к Малому залу, там идет занятие органисток. Занятия по органу в Малом зале Московской консерватории rightПоследние несколько лет в Консерватории идет колоссальный ремонт. Большой и Малый залы обновили уже давно, скоро должны завершиться работы и в учебных классах. Ремонт консерваторским корпусам, а их всего пять, был просто необходим. Но вместе с облупленными стенами, кажется, ушла какая-то аура прошлых лет, уж слишком все пока еще стерильно и помпезно. Впрочем, в учебных коридорах все иначе, это — настоящая жизнь. Здесь никогда не бывает тихо, но шумом это тоже не назовешь. В коридорах музыкальных учебных заведений все всегда звучит. Из классов доносятся звуки занятий, в коридорах и в пустых закутках студенты разыгрываются перед уроками. В консерватории в разные годы преподавали и учились выдающиеся музыканты. На мемориальной доске видишь имена выпускников одного года Рахманинова и Скрябина, полвека спустя — Рихтера. Огромный список заставляет ощутить величие этого учебного заведения, как высокопарно это ни прозвучит. Мемориальная доска с именами выпускником во 2-ом учебном корпусе Вот, к примеру, 35-й класс — обычная дверь. Оказывается, здесь когда-то преподавал Шостакович. По сей день кабинет считается композиторским. Ольга рассказывает, что композиторы — чуть ли не единственная кафедра, которая проводит заседания по традиции за длинным столом, покрытым зеленой скатертью. Правда, скатерть короче стола, и по краям торчит дерево. В тот день, когда мы ходим по зданию, здесь занимается Юрий Евграфов — некогда сам выпускник Консерватории, а теперь композитор, хоровой дирижер и педагог. С консерваторией связано полвека его жизни. Сегодня он проводит первое занятие с первокурсницей Надеждой — она из Крыма, поступила в этом году. Композитор Ю.Евграфов на занятии в классе Шостаковича Жизнь музыкантов, без преувеличения, полностью подчинена занятиям. Студенты приходят сюда рано утром, иногда еще до начала "пар" и занимаются в классах. Ольга делится проблемами: в общежитии классов для занятий немного, да и те, которые есть, с утра пораньше занимают китайские и корейские студенты. Очень упорные. Занять класс на время перерыва между лекциями — удача. А если это класс, где из окна открывается приятный вид, то удача вдвойне. В любимом студентами кабинете на сей раз занимается скрипачка Юлия. Я прошу разрешения посмотреть из окна: внутренние дворы и крыши домов, типичный московский пейзаж. Для одних — заурядный, для других — воодушевляющий. Студентка в классе Музыкант не может подготовиться к экзаменам по профилирующим предметам за одну ночь. Ведь если целый семестр ты не практиковался, ночные бдения тебя не спасут. Еще одно отличие этой профессии — множество индивидуальных занятий, те особые отношения, которые складываются с педагогом. В четвертом корпусе в цокольном этаже занимаются студенты-ударники. В огромном классе множество инструментов. Пятикурсник Вадим рассказывает, что педагог разрешает играть то, что нравится, а не только то, что нужно. И это большая удача. Его приятель Влад перед тем, как начать заниматься, делает небольшую разминку — разогревает мышцы. Я вспоминаю про обывательский стереотип (ударник — это человек, который умеет играть только на треугольнике) и спрашиваю ребят: не обидно ли? Они говорят, что нет. На треугольнике играть приходится, но в выбранной профессии каждый найдет свой интерес. Вадим предпочитает вибрафон , Влад помимо учебы занимается саундпродюсированием. Студент в классе ударных инструментов Рядом с ударными — класс контрабасистов. На этом большом и вроде как второстепенном оркестровом инструменте раньше играли исключительно мужчины. В последнее время все чаще стали появляться девушки-контрабасистки. Явно увлеченный своим делом Филипп уверен, что этот инструмент ждет настоящий триумф в будущем. Просто должен появиться яркий исполнитель, который продемонстрирует сольные возможности контрабаса. Филипп с удовольствием демонстрирует мне все возможности игры на контрабасе. Рассказывает о своей работе в Калужском симфоническом молодежном оркестре и говорит, что старается как можно чаще выступать сольно. Свой инструмент американского производства он получил когда-то от педагога в Екатеринбурге и занимается на нем уже много лет. Пытался перейти на другой, но не смог. Ведь отношения между исполнителем и инструментом — тоже особые. Студент в контрабасовом классе В музыкантской жизни есть свои стереотипы и негласная межфакультетская иерархия. Говорят, что вокалистам голова нужна, чтобы резонировать; музыковеды представляются забитыми людьми в очках, которые целыми днями читают пыльные книги; медный духовик всегда "рубаха-парень". В беседе с Ольгой я выясняю, что все эти полушутливые штампы живы. Но мы соглашаемся, что это мало относится к реальной жизни. Обычный день студентов-музыкантов заканчивается поздно. Многие после занятий подрабатывают: играют в оркестрах, дают частные уроки, поют в церковных хорах. Или идут на концерты. Ведь Большой зал, где днем они репетировали, вечером становится площадкой для выступлений выдающихся музыкантов. На концерт можно пройти по студенческому билету. А можно, зная особые входы и выходы, проникнуть и вовсе без билетов. Ведь для тех, кто здесь учится, Консерватория — дом родной.