Войти в почту

Изменение климата сказалось на стратегии зарыбления уральских водоемов

В советские годы шутили: мол, лучшая рыба - это колбаса. Просто последняя тогда была в дефиците и считалась деликатесом. Сейчас ситуация прямо противоположная: колбасой никого не удивишь, а вот свежую, качественную и доступную по цене рыбу в магазинах найти непросто.

Изменение климата сказалось на стратегии зарыбления уральских водоемов
© Российская Газета

Популяции рыб в уральских водоемах сокращаются - это заметили не только специалисты, но и рядовые жители.

- Мы с мужем заядлые рыболовы-любители. В этом году за весь сезон на озере Таватуй не поймали ни одной щуки. Лещ и подлещики еще встречаются, а окуней мало, - рассказывает Елена Сафронова из поселка Приозерного. - Супруг часто ездит на Белоярское водохранилище, но за несколько дней выловил только одного судака. Были и в верховьях Чусовой - раньше там водилось много пеляди, щук, а сейчас хищные виды почти не встречаются.

По словам ученых, запасы рыбы в Свердловской, Челябинской, Курганской областях снизились за последние годы на 5-10 процентов - из-за жары и обмеления озер и прудов.

- Снижение уровня воды приводит к ухудшению экологического состояния водоема: увеличивается содержание в воде органики, углекислого газа, снижается количество растворенного кислорода, что провоцирует заморы и способствует распространению инфекций, - поясняет Кирилл Ершов, руководитель Уральского филиала Всероссийского НИИ рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО).

Вопреки расхожему мнению, что деятельность человека только вредит природе, эксперты убеждены: промышленное рыбоводство и рыболовство пойдут уральским водоемам на пользу

При этом искусственное зарыбление пострадавшим водоемам не противопоказано, напротив, оно даже может стать спасением. Важно только правильно подобрать новых обитателей. К примеру, выпускать в заросшие водоемы хищного судака нельзя, а вот растительноядного сазана даже нужно, ведь он питается именно водорослями. Кстати, недавно мальков этой рыбы запустили в Исетское озеро. По словам замминистра природных ресурсов и экологии Свердловской области Антона Сафронова, в этом году заключен контракт на поставку 24 тысяч особей. На очереди - Верхне-Сысертский пруд и Волчихинское водохранилище.

Впрочем, искусственное зарыбление в регионе практикуют уже с десяток лет, а вау-эффекта от него пока нет. Почему? Дело это небыстрое, ведь специалисты подбирают обитателей для каждого водоема после его тщательного обследования, да и после запуска рыбы рекомендации приходится корректировать.

Уральский филиал ВНИРО контролирует водоемы трех областей - Свердловской, Челябинской и Курганской. В них выпускают молодь 10 видов рыб. Причем политика зарыбления в последнее время меняется: если до 2022 года 95-98 процентов составляли личинки пеляди, то сейчас превалирует растительноядный сазан. По словам Ершова, все зависит от особенностей водоема, гидрохимии, гидрологического режима, состояния кормовой базы, а также степени антропогенной нагрузки.

Важна и цель зарыбления, например, в Свердловской области это зачастую делают для воспроизводства ценных и особо ценных видов, например стерляди. В ближайших планах расселить здесь хариуса, осетра, тайменя. А вот в челябинских озерах необходимо снизить численность малоценных видов - для этого запускают осетра и щуку. В мелиоративных целях обычно используют белого амура, белого и пестрого толстолобиков, того же сазана - они прекрасно борются с зарастанием водоемов.

Интересно, что особые рекомендации ученые составили для защиты Белоярской атомной станции. Белоярское водохранилище буквально оккупировали моллюски дрейссены - они создают помехи для водоснабжения и эксплуатации БАЭС. Выпущенный в водохранилище черный амур (он питается моллюсками) быстро навел порядок.

Понятно, что при восстановлении природного равновесия нельзя не учитывать и человеческий фактор. Комплексной оценкой антропогенного воздействия на рыбные ресурсы занимается Нижне-Обский филиал ФГБУ "Главрыбвод". Его специалисты решают и еще одну масштабную задачу - отвечают за реализацию стратегии продовольственной безопасности в части производства рыбы. В числе приоритетов - развитие товарного рыбоводства, формирование ремонтно-маточных стад промысловых рыб, производство живых кормов для них и т. д. Инфраструктура для искусственного воспроизводства водных биоресурсов сейчас активно восстанавливается: модернизация идет на Зеленоборском рыборазводном заводе, в Кирюшкинском рыборазводном хозяйстве, хозяйствах "Озеро Дикое" и "Озеро Ирбитское".

Кстати, вопреки расхожему мнению, что деятельность человека только вредит природе, эксперты убеждены: промышленное рыбоводство и рыболовство пойдут уральским водоемам на пользу. Начальник Нижне-Обского филиала Главрыбвода Виталий Баранов говорит, что важнейшая задача - вовлечь в водно-хозяйственный оборот максимальное количество прудов, озер и рек.

При этом нередко возникают конфликты между бизнесом - арендаторами рыбопромысловых участков и местными жителями. Например, на Южном Урале общественная организация рыболовов-любителей активно продвигает идею запрета промышленного рыболовства на многих водных объектах. Но специалисты против.

- Прекращение промрыболовства там, где оно велось десятилетиями, зачастую не способствует эффективному освоению рыбных запасов и даже наносит вред экологическому состоянию водоемов. Этот вопрос должен решаться компромиссно, - уверен Кирилл Ершов.

Ученого больше беспокоит другая проблема - выделение пользователям рыбоводных участков без научной оценки. Между тем такое экспертное заключение обязательно. Как и участие ученых в сельхозмелиорации, в проведении дноуглубительных работ - приказ Минсельхоза России регламентирует постоянное научное сопровождение. Однако, по словам Ершова, системным исследованием водоемов, приведением их в соответствие с нормативными требованиями не занимались со времен СССР. В итоге многие из них теряют рыбохозяйственное значение, как, например, озеро Шайтанское - некогда хороший промысловый водоем.

Поэтому ученые позитивно восприняли решение минприроды региона, которое запланировало ряд полноценных исследований и работ по очистке водоемов. Они весьма дорогостоящие, но благодаря нацпроекту "Экология" возобновились. Так, на очистку Черноисточинского водохранилища выделено полмиллиарда рублей, в такую же сумму обойдутся работы на озере Шарташ - они начнутся в 2025 году, пообещал Антон Сафронов.

Кстати, Росрыболовство недавно поручило Нижне-Обскому филиалу разработать для Свердловской области стратегию развития рыболовства.

- Объем производства товарной культуры составит порядка двух миллионов тонн на водных объектах, которые находятся в свободном доступе. Это около 200 миллиардов рублей оборота в год, - оценивает перспективы отрасли Виталий Баранов.