Войти в почту

Исеть сужает "Радиус"

Екатеринбург отмечает свой 300-летний юбилей на берегах Исети. Только праздник у реки выходит какой-то безрадостный: ее в очередной раз пытаются "убить". Причем, казалось бы, с благородной целью – благоустройства набережной.

Исеть сужает "Радиус"
© Уралинформбюро

Это арендатор земельного участка компания "Радиус Девеломент" (связана с хоккеистом Павлом Дацюком) задумал обустроить искусственный берег, на котором кроме двухуровневой набережной с лестницами и смотровой площадкой будет строиться гостиница. В результате ширина Исети на участке за Царским мостом (улица Декабристов) сократится с прежних 28 до максимум шести метров.

Благоустройство прибрежья Исети давно реализуется в рамках девелоперских проектов. Достаточно вспомнить ЖК "Макаровский" и "Клевер Парк". Однако никто из застройщиков не замахивался на корректировку береговой полосы.

Набережная Исети в квартале "Клевер Парк"

У горожан "Радиус" ассоциируется с высоткой апартаментов у Дома контор на Малышева. И со скандальным сносом там флигеля дома Поповичевых для проезда на стройплощадку второй высотки.

Чудным образом "Радиус Девелопмент" получил от областного Минприроды карт-бланш для проведения на Исети за Царским мостом "дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов". Формально закон при этом не нарушен. В 2022 году компания заключила с администрацией города соглашение по благоустройству участка, а в феврале текущего города на заседании городского совета по развитию общественных пространств была презентована концепция "Садовые истории", разработанная специалистами бюро ARCHINFORM. Она, среди прочего, предусматривает работы по укреплению берегов Исети за Царским мостом с частичной корректировкой их "геометрии".

Визуализация: бюро ARCHINFORM

А вот дальше парадоксы. По словам активистки общественной организации "Сад Нурова" (он расположен на противоположном берегу от стройплощадки) Анастасии Катаковой, еще в июне Минприроды категорически заявляло, что никаких разрешений на работы на указанном участке не давало. Но в августе они начались. Как следует из ответа министерства на запрос редакции, "в соответствии с договором о передаче двух земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0601901:32 и 66:41:0000000:193512 в пользование компании на срок до 31 июля 2024 года".

Решение о передаче участков было принято в августе 2022 года. А в мае текущего года на участок 66:41:0000000:193512 (прилегающий к воде) мэрией был оформлен сервитут.

Чтобы знать планы застройщика наверняка, нужно видеть проект. Но существует ли он в природе, не смог внятно сказать даже разработчик концепции "Садовых историй" архитектор Тимур Абдуллаев. Нет следов проекта на портале госзакупок и в реестре заключений госэкспертизы.

В Минприроды утверждают, что при производстве работ должны соблюдаться требования статьи 39 Водного кодекса РФ: не нарушать права других собственников водных объектов и водопользователей, не причинять вред окружающей среде и объектам культурного наследия, информировать органы власти об авариях и иных ЧП на водном объекте, вести учет забора водных ресурсов и сброса сточных вод. Среди прочих требований к застройщику – соблюдение градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Русло Исети на участке строительства сужено всего до нескольких метров

Корреспонденты "Уралинформбюро" прогулялись по стройплощадке и выяснили, что нормативы там "не ночевали". Срубленные деревья валяются на верхнем ярусе, скальная порода (элемент берегоукрепления) уложена неаккуратно, из-под нее проглядывает щебень, который в любой момент может рухнуть в воду. Накануне юбилейных торжеств на берегу вообще перевернулся самосвал.

Срубленные деревья на стройплощадке набережной свалены в кучу, а щебень местами сползает в воду

А что у "Радиуса" с проектом оценки воздействия работ на окружающую среду (ОВОС)? Перед утверждением такой документ должен пройти процедуру общественных обсуждений, затем его должны одобрить органы госэкспертизы. Однако на обсуждения ОВОС по участку за Царским мостом не выносился. Значит ли это, что проект вообще не разработан? "Уралинформбюро" задало этот вопрос главе Минприроды Денису Мамонтову в ходе недавней пресс-конференции. В ведомстве пообещали прислать официальный ответ – прислали, но про ОВОС там ни слова!

Вообще, к каким последствиям для реки (и, соответственно, экологии города) могут привести изменения берегов и дна Исети за Царским мостом? Не приведет ли заужение русла к затоплению территории выше по течению реки?

"Категорически ответить не представляется возможным. Я не думаю, что состояние реки улучшится, поскольку Исеть на территории города как таковая – если брать классическое понятие "река" с ее водосборами, притоками – фактически уже давно не существует, – сообщил завотделом научно-методического обеспечения восстановления и охраны водных объектов Российского научно-исследовательского института комплексного использования и охраны водных ресурсов (РосНИИВХ) Александр Попов. – Сегодня это "водоток", текущий в центре города, живущий под воздействием антропогенных факторов по своим законам. Береговой естественной линии у Исети в черте города тоже нет. Притоки превращены в коллекторы сточных и ливневых вод. Хозяйственные преобразования реки и ее водосбора от истока привели к временному распределению стока, что сказывается на современном водном режиме реки".

Исеть за Царским мостом давно превратилась в грязную сточную канаву

"Понятно, что загрязнение и заиление реки и прудов ниже по течению будет происходить на протяжении всего времени строительства, – предупреждает старший научный сотрудник Института промышленной экологии УрО РАН Андриан Селезнев. – Помните, при ремонте Макаровского моста в Исеть попадали нефтепродукты? Здесь может быть то же самое".

Тема загрязнения звучит в комментариях экспертов не случайно. По данным экологов, воды Исети регулярно "обогащаются" грязью из городской ливневки, в составе которой содержится масса элементов таблицы Менделеева. Среди них – марганец, фосфаты, фосфор, медь, азот нитрита, не говоря уже о нефтепродуктах.

На обмелевших участках реки образовалось несколько "грязевых островов"

Будем откровенны: сегодня Исети на отрезке Царский мост – мост на улице Ткачей де-факто нет. Есть грязный ручей цвета несвежих помоев, стиснутый с двух сторон крайне неровной по рельефу береговой линией – бывшей акваторией спущенного в 90-е годы прошлого века Паркового пруда. Путешествие по этим заболоченным оврагам и буеракам – забава для экстремалов. Местами Исеть там вообще "прекращает течение свое", разбиваясь на тоненькие рукава, в которых плавают горы мусора. Из-за катастрофического обмеления растут грязевые острова.

Возможно, из этого грота в Исеть впадают грязные стоки подземной реки Монастырки

На ряде участков из берега торчат трубы ливневой канализации, а перед мостом на Белинского – огромный грот, из которого в реку извергается мутный пенистый водопад. По географическому расположению грот совпадает с местом впадения в Исеть подземной речки Монастырки. По словам Андриана Селезнева, сам по себе факт наличия на участке "скрытой" реки, загнанной в бетонный коллектор, особых сюрпризов при благоустройстве набережной не доставит, однако при разработке проекта этот фактор следует учитывать.

Формально Монастырка на пути "Садовых историй" в концепции учтена: один из ее пунктов касается строительства на участке очистных сооружений (очевидно, для санации стоков из коллектора), а также двух пешеходных мостов. И то, и другое – дополнительная строительная нагрузка на неблагополучную территорию "замостья", к тому же требующая серьезных финансовых вливаний.

Так, по замыслу архитекторов бюро "S&P "Ландшафтная архитектура", будет выглядеть набережная Исети за цирком

Правильное благоустройство набережной Исети требует комплексного подхода с привлечением армии специалистов – геологов, гидрологов, экологов и историков. Как минимум нужно тщательное обследование грунтов, химического состава воды и донных отложений, как это было сделано перед стартом работ на участке между мостами на Куйбышева и Декабристов (район строительства Ледовой арены УГМК).

Сроки и стоимость апгрейда прибрежной полосы за Царским мостом до сих пор не установлены, хотя работы начались. Это так Дацюк с помощью областных и городских чиновников торопится застолбить территорию?

Евгений СУСОРОВ