Ученые прогнозируют массовую гибель рыбы в Волге
В прошлом Волга была известна процветающим воспроизводством осетровых рыб, но это уже далеко не так. Нынешним летом не только стерлядь и белугу, но даже окуня или ерша выловить - проблема. Некогда изобиловавший популяциями рыб российский водный путь теперь захвачен примитивными растениями, поглощающими растворенный в воде кислород. Его уровень резко падает, обитатели реки задыхаются, а сама Волга того и гляди окажется на грани экологической катастрофы.
В сокращении популяции рыбы виноваты поглощающие кислород синезеленые водоросли, этим летом масштабно распространившиеся по некогда динамичной экосистеме великой русской реки. Пока в битве за выживание между рыбами и токсичными водорослями побеждают последние.
Речной бассейн Волги уже несколько десятков лет находится под интенсивной деятельностью человека, и чем дальше, тем чаще и дольше длится цветение воды летом. Иногда этот период затягивается на несколько месяцев, лишая на это время фауну водоема основного элемента поддержания жизни.
Усилению цветения реки способствуют потепление климата и попадание в водоем больших объемов фосфатных удобрений и азота, приводящих к чрезмерному росту цианобактерий, поглощающих кислород, река может цвести до трех месяцев в году. Об этом предупреждает профессор Института экологии Волжского бассейна РАН Владимир Селезнев. «Благодаря фотосинтезу в поверхностном слое воды наблюдается перенасыщение растворенным кислородом, а в нижележащих слоях - наоборот, его дефицит. В конечном итоге это приводит к гипоксидным зонам в глубоководной пойме водохранилищ, и начинается летний замор рыбы, который ученые фиксируют все чаще. Вылов промысловых рыб снижается», - считает ученый.
Деградация рыбных запасов - проблема не нынешнего июля, а результат давних проблем. Так, в 2021 году аномальная жара, вызвавшая активное цветение водорослей в теплой воде, привела к массовой гибели обитателей Волги. Тогда доктор биологических наук Станислав Саксонов предсказывал, что добром для экосистемы водоема это не кончится: «Количество кислорода в Волге снизилось, и рыба, а также многие другие микроорганизмы просто начали умирать. Большая часть отмерших живых существ легла на дно, способствуя заиливанию русла, обмелению реки и дальнейшим проблемам. Гибнет не только рыба, но и растения и другие жители водоемов, страдает птица, лишившаяся кормовой базы. Совсем без последствий подобная беда не пройдет. Это будет иметь долгие отложенные последствия». Как в воду глядел! В июле 2023 года ситуация повторилась.
Самое неприятное, что пока нет однозначных способов борьбы с синезелеными водорослями. Сейчас их предлагают убирать механически и отправлять на переработку, но такой способ слишком медленный, а сделать процесс быстрым - слишком дорого, говорят специалисты.
Но если нельзя убрать водоросли, что называется, вручную, значит, надо не допустить размножения зеленых пожирателей кислорода. А это вопрос уже глобального загрязнения пресноводной экосистемы бытовыми стоками, и не только.
Федеральное агентство по рыболовству РФ признает негативное воздействие цветения воды на водную экосистему, приводящее к образованию гипоксических зон в отдельных районах, но считает, что большая площадь Волжско-Камского каскада и гидрологический режим реки позволяют большей части рыбы мигрировать в более благоприятные зоны. Ведомство утверждает, что не столько цветение воды влияет на динамику популяций рыб в Волге, сколько методы управления водохранилищами: в бассейне сосредоточено до половины промышленных и сельскохозяйственных производственных мощностей России. Позиция ведомства не совсем понятна, если учесть, что оно и экологи фактически говорят об одном и том же. Разве не в результате деятельности предприятий и сельхозпроизводителей в воде оказывается экстремально большое количество соединений фосфора и азота, которые являются отличной кормовой базой для токсичных водорослей?
В Росохотрыболовсоюзе и в Федерации рыболовного спорта России уверены, что снижение численности ценной рыбы, особенно крупных особей, обусловлено не только сбросом в реки большого количества химических веществ, оказывающих долгосрочное вредное воздействие на коммерческие рыбные запасы, но и увеличением масштабов браконьерства.
При всей сложности проблемы с распространением токсичных растений на некоторых участках Волги, в Саратовской и Астраханской областях, Волгоградском водохранилище, все еще сохраняются здоровые популяции таких рыб, как окунь, лещ и судак. А вот в Тверской области и Ивановском водохранилище улов крупного судака и окуня неумолимо падает.
Можно ли увеличить численность ценных видов рыб, некогда в большом количестве вылавливаемых в Волге? Исполняющий обязанности директора Института водных проблем Российской академии наук Владислав Полянин считает, что это маловероятно: рыба год от года теряет среду обитания, в том числе из-за заиливания нерестилищ, а сокращение популяций рыб способствует снижению общего биоразнообразия в реке, где каждый вид занимает уникальную экологическую нишу и выполняет определенные функции. Сокращение разнообразия рыб может привести к доминированию определенных видов, которые более устойчивы к загрязнению или другим неблагоприятным условиям, что может обернуться потерей общей жизнестойкости и стабильности экосистемы. Кроме того, уменьшение биологических ресурсов нарушит устоявшиеся пищевые цепочки и подорвет способность реки к самоочищению.
Есть надежда, что федеральный проект «Оздоровление Волги» (2019-2024) и единый нацпроект по оздоровлению российских рек и озер (2024-2029) улучшат ситуацию, в том числе за счет строительства и модернизации очистных сооружений, но пока рано говорить, смогут ли предпринимаемые усилия властей и миллиарды бюджетных денег полностью вернуть былое величие главной русской реке. Слишком долго и мощно на нее оказывалось антропогенное воздействие.
Елена Хакимова.
Фото: ADOBE STOCK