Как остановить расклейщиков объявлений, уродующих остановки незаконной рекламой
Состояние остановок общественного транспорта в Екатеринбурге стало предметом бурного обсуждения в городских пабликах. Произошло это после того, как один из туристов опубликовал пост о том, что остановки в Екатеринбурге - самое грязное место, хотя сам город интересен и хорош. "Не мешало бы властям и горожанам взять в руки ведра и тряпки", - заключил он.
И в самом деле, даже в центре города остановки выглядят так, будто их не мыли и не чистили с того дня, как установили. На мутных от грязи стеклах в три слоя наклеены пожелтевшие на жаре объявления, а поверх - как завершающий аккорд: все исписано граффити. Сегодня в 1,5-миллионном городе насчитывается 1500 остановочных павильонов. И за редкий из них не стыдно. Хотя пять лет назад, к чемпионату мира по футболу, в Екатеринбурге разработали даже целый дизайн-концепт остановок транспорта. Установили новенькие стильные стеклянные стойки с навесами, с указателями на двух языках, а местами сделали их еще и умными, снабдив навесными гаджетами и электронными табло. Но, как говорится, надолго ли коту блин, - сегодня остановки не узнать, даже самые умные. И это притом что через два месяца Екатеринбург отметит 300-летний юбилей.
На вопрос "РГ", что можно сделать с этим грязным пятном на городской репутации, в местной мэрии, на чьем балансе находятся все городские павильоны, развели руками. Мол, чтобы наложить штраф на расклейщика, нужно поймать его за руку и установить личность. Паспорта эти ребята с собой не носят да и расклеивают объявления, как правило, ночью. Поди поймай. Ну а моют остановки, как сообщили в мэрии, в месячник чистоты, в апреле, а потом, как правило, от силы раз в месяц. В чатах при обсуждении темы екатеринбуржцы подсказывают: в каждом объявлении указан номер телефона фирмы, его распространившей: штрафуй - не хочу. На что в администрации отвечают: "У сотрудников муниципалитета нет полномочий проведения расследований для выяснения личности организатора расклейки. Сотрудники правоохранительных органов весьма скептически отзываются о такого рода работе, так как на том конце провода чаще всего отвечают: мы никакой расклейки не заказывали, понятия не имеем, кто это сделал".
Чтобы сообщение граффитчика потеряло смысл, его нужно смыть в первые же сутки
В общем, как резюмировали в администрации Екатеринбурга, они могут только призывать не портить остановки. За год на весь город-миллионник взимается разве что пара десятков штрафов за незаконную расклейку объявлений, а штраф составляет всего 2 тыс. рублей.
Конечно, горожане воспринимают такую позицию мэрии не как гуманизм к тем, кто уродует город, а как нежелание что-то делать. К слову, в 2000-е в Екатеринбурге однажды всего пары дней хватило, чтобы избавить город от незаконных объявлений. Тогда все столбы и заборы были залеплены призывами интимного характера "Снежана", "Изольда", "Виолетта" с номерами телефонов. Весь город возмущался, но сделать с этим, как казалось, было ничего невозможно. По крайней мере, так тоже говорили в мэрии. Тогда кто-то взял и заклеил "снежанами" и "виолеттами" двери прямо в городской администрации. Вот тогда моментально мэрия решила проблему. Все столбы отмыли и обвили сеткой-рабицей.
- Ну, конечно, решение проблемы есть и сегодня, - говорит известный урбанист Владимир Злоказов. - Знаете о теории борьбы с граффити: чтобы сообщение граффитчика потеряло смысл, его нужно смыть в первые же сутки. Это правило еще актуальнее для объявлений: какой резон их клеить, если их удалят через несколько часов? А пока мы видим на остановках даже такие сообщения: "Работа, расклейка объявлений, до 2 тыс. рублей". Это от тех, кто засоряет все остановки!
Как считает Владимир Злоказов, да, поначалу бригадам по очистке остановок придется работать очень интенсивно, смывать всю "нечисть", может быть, каждый день, но результат обязательно вскоре будет. Фирмы перестанут себя рекламировать.
А как в других регионах
Что поможет: антивандальная сетка или аренда?
Красноярск. В городе почти все остановочные павильоны - конструкции с поликарбонатными или металлическими стенами, бумагу на них клеить удобно, потому часть из них, как и в Екатеринбурге, обвешаны отрывными объявлениями и рекламными плакатами. Штраф за размещение нелегальной рекламы - 3 тыс. рублей для физических лиц, должностных - до 10 тыс., а юридических - до 30 тыс. Но доказать ответственность фирм почти невозможно, поэтому мэрия регулярно обращается к гражданам с просьбой снимать факт расклейки объявлений на телефон и отправлять в аккаунт управления дорог, инфраструктуры и благоустройства или управления архитектуры города. Со своей стороны, рекламные агентства придумали другой способ борьбы: строить остановки со стенами не из прозрачного поликарбоната, особенно страдающего от клея, а из антивандальной сетки. Впрочем, пока таких конструкций в городе мало.
В Казани проблему решили просто. Большую часть остановок передали в аренду рекламным компаниям. Они сами размещают рекламу и строго следят за чистотой остановок. И это не устаревшие бетонные будки, а современные стильные павильончики, в дизайне которых сити-рекламе отведено строго определенное место. В результате рекламные агентства сами и следят, чтобы никто не наклеивал никаких объявлений. А чтобы не клеили объявления на опорах освещения, низ их обматывают сеткой-рабицей. Если же нарушителям все же удается наклеить листок выше, то специальная городская служба делает автоматический обзвон по указанным номерам.
В Омске четыре года назад решили навести порядок с остановками, возложив эти обязанности на предпринимателей. Павильоны стали частью небольших торговых комплексов. Здесь есть лавочки, кондиционеры, бесплатный Wi-Fi, зарядки для мобильников, тревожная кнопка, график движения общественного транспорта и система видеонаблюдения. Устроить ночевку в павильонах не получится: с полуночи до шести утра они закрыты. В остальное время здесь можно переждать непогоду, перекусить, купить газету. Впрочем, полностью избежать казусов не удается. Недавно в Омске на скамье подсудимых оказался вандал, который, будучи подшофе, умудрился разбить сразу три торгово-остановочных комплекса. Теперь ему придется заплатить штраф 20 тыс. рублей, а также возместить ущерб арендатору в размере 220 тыс. рублей.
Подготовили Алексей Федореев, Светлана Сибина, Олег Платонов