Экологическому воспитанию в Красноярском крае необходимо законодательное сопровождение
В региональном парламенте состоялся весьма представительный круглый стол «Организация экологического образования и формирование экологической культуры на территории Красноярского края».
Разные подходы
После приветствия председателя комитета по природным ресурсам и экологии Виталия Дроздова к участникам обратилась председатель регионального Молодежного парламента Мария Романова, заявив, что сегодня одна из главных задач — сформировать у школьников и студентов бережное отношение к окружающей среде.
Как сообщил замминистра образования Денис Гергилев, в Красноярском крае выстроена многоуровневая каскадная система экологического образования и просвещения. Так, создано более 30 естественно-научных классов, где школьниками создаются и реализуются проекты, проводятся исследования. В системе допобразования действуют 209 организаций экологической направленности. В сфере среднего профессионального образования упор сделан на волонтерство. Что касается вузов, то практически все они входят в Научно-образовательный центр мирового уровня «Енисейская Сибирь», где одно из направлений — «Экологизация экономики региона».
Беречь природу в регионе учат начиная с детского сада.
По словам и. о. министра экологии и рационального природопользования Павла Борзых, есть три подведомственные структуры, которые занимаютcя просвещением: учреждения «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Красноярского края», «Дирекция природного парка «Ергаки» и Музей геологии Центральной Сибири. Самые популярные формы работы — лекции, семинары, олимпиады, экскурсии. Есть и достаточно масштабные проекты, такие как «Экологическая библиотека Красноярья». Традиционной стала акция «Чистые берега Маны», в ходе которой за 10 лет было собрано более 25 тонн мусора. В очередной раз она пройдет в августе, волонтеры сплавятся на плотах по маршруту поселок Береть — поселок Манский и наведут порядок на речных берегах.
Также профильное министерство с 2020 года оказывает помощь социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО). За это время 19 из них получили гранты на раздельный сбор и переработку ТКО, ликвидацию несанкционированных свалок, озеленение территории, экопросвещение и другие направления.
В свою очередь, директор ФГБУ «Национальный парк «Красноярские Столбы» Вячеслав Щербаков отметил, что 25 процентов посетителей одной из достопримечательностей края — школьники. Среди основных направлений эколого-просветительской деятельности знаменитого нацпарка можно выделить организацию научно-познавательного туризма, реализацию дополнительных общеобразовательных и общеразвивающих программ, проведение эколого-просветительских мероприятий. Всего в 2022 году здесь состоялось 716 мероприятий с участием более 388 тысяч человек.
Школьники делают выбор
Своей информацией по теме круглого стола поделились и краевые парламентарии.
Председатель комитета по образованию и культуре Вера Оськина сообщила, что недавно в Ужурском центре дополнительного образования на базе эколого-биологического отдела создано современное образовательное пространство для реализации программы «Экомониторинг». Уже запущены в работу микроскопы, наборы «Цифровой лаборатории по экологии», две мини-лаборатории «Пчелка», нитрат-тестеры и многое другое. Как рассказала Вера Егоровна, в частности, состоялась проверка на кислотность воды, взятой в разных районах Ужура, а также газировки (она и показала самые плохие результаты). «Детей надо воспитывать на таких примерах, чтобы они сами выбирали, что им есть и что пить», — отметила Вера Оськина.
В свою очередь, зампредседателя профильного комитета Юрий Захаринский сообщил, что в апреле в Норильске прошел третий форум «Молодежь Севера», где было около 400 участников из российских арктических регионов. Обсуждали в том числе и проблемы экологического образования. Также прозвучало, что в ФГБОУ ВО «Заполярный государственный университет имени Н. М. Федоровского» у ребят появилась возможность получения дополнительного профессионального образования по программе «Экология, охрана окружающей среды и экологическая безопасность».
«Когда я общаюсь с представителями Заполярного госуниверситета, то в этой части обозначается достаточно широкий круг задач — размещение производственных отходов, защита природной среды, анализ потенциально опасных токсичных выбросов, разработка рекомендаций по сохранению национального использования природно-ресурсного потенциала территории. И каждое из направлений очень важно», — сказал Юрий Захаринский.
КОММЕНТАРИЙ
Виталий Дроздов, председатель комитета по природным ресурсам и экологии Законодательного Собрания Красноярского края:
- Состоялся важный разговор, в котором приняли участие представители органов власти, некоммерческих организаций, Молодежного парламента. Отмечу, что круглый стол мы провели в преддверии Невского международного экологического конгресса.
На теме экологического воспитания и формирования экологической культуры в крае мы решили остановиться по одной причине — все неблагополучное, что сейчас происходит в сфере экологии, на мой взгляд, исходит как раз от недостатка культуры и воспитания, которые закладываются в раннем детстве. Если бы еще тогда люди начинали понимать, как надо относиться к природе, то многих проблем, которые возникают сейчас в сфере экологии, не было бы.
Министерству образования надо системно подходить к экологическому просвещению, вплоть до введения курса по экологическому образованию — может быть, первое время факультативному.
Что касается взрослых, то им тоже надо сегодня все объяснять и рассказывать, но мы встаем перед вопросом: где взять необходимую объективную информацию? Соответствующую базу данных надо собрать, систематизировать, сделать доступной, и это тоже часть экологического образования.
А что в итоге?
Круглый стол с участием представителей органов власти, регоператоров, общественных организаций продлился более двух часов, за это время прозвучало порядка десяти выступлений.
При подведении итогов председатель Молодежного парламента Мария Романова призвала всех больше работать в соцсетях и общаться с молодежью «на одном языке, а не просто проводить мероприятия в каких-то закрытых форматах».
«У нас сложилась интересная, отличающаяся от других регионов система экологического образования и просвещения. Она разноформатная, межпоколенческая, межведомственная», — подчеркнул Александр Новобранцев, представляющий Научный совет по проблемам экологического образования при Президиуме Российской академии образования. И озвучил ряд предложений в итоговые рекомендации круглого стола. Одно из основных — создание межведомственного координационного совета (или коллегии) при профильном комитете Заксобрания.
Необходимо создать межведомственный координационный центр.
Также в проекте резолюции упоминается, что раньше в рамках краевой госпрограммы «Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов» была предусмотрена подпрограмма «Экологическое образование и воспитание», которую упразднили по предложению профильного министерства. Как считают участники круглого стола, этот шаг не способствует достижению целей, обозначенных в Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года. А еще правительству и Законодательному Собранию дана рекомендация «рассмотреть вопрос о целесообразности разработки и принятия закона «Об экологическом образовании и воспитании в Красноярском крае» с привлечением широкого круга участников».
Председатель комитета Виталий Дроздов напомнил, что свои предложения в итоговый документ участники могут подавать в течение недели после мероприятия.