В Госдуме раскритиковали идею разрешить россиянам добывать золотой песок
Разрешить россиянам добывать россыпное золото, зарегистрировавшись как ИП и получив участок для разработки, — такой пакет законопроектов в апреле внесло в Госдуму Правительство. Но в Комитет Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды начали поступать негативные отзывы на инициативу. И даже в самом кабмине появилось особое мнение. Есть опасения, что старатели навредят экологии, а золото уйдет мимо кассы.
Максимум 30 килограммов
Сейчас золото могут добывать только организации, которые получили лицензию и выиграли конкурс или аукцион на разработку официального месторождения. А старатели - физлица вне закона. За добычу драгметалла они могут поплатиться суммой в полтора-два раза больше его стоимости. За продажу — чуть меньше, в однократном или полуторном размере. Но если нарушителя поймают во второй раз, его могут привлечь к уголовной ответственности. Наказание будет от штрафа в миллион рублей до лишения свободы на два года.
Правительство предложило легализовать поиск золота частниками. По законопроекту, подготовленному Минвостокразвития, любой гражданин России сможет оформиться как ИП и выбрать участок для поиска и добычи золота в той же информсистеме, где сейчас оформляют «дальневосточные гектары». Опробовать новый механизм хотят в нескольких регионах Дальнего Востока и Арктики, а потом уже распространить на остальные субъекты.
По документу старатель будет иметь право добыть максимум 30 килограммов золота. Использовать его можно будет по действующему Закону «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», то есть продать, отдать на реализацию или переработку. Но преимущественное право на покупку останется у государства — только если Гохран и регион, где добыто золото, откажутся приобретать его, можно будет распорядиться им другим способом. Впрочем, Правительство сможет определить особенности использования металла, добытого именно старателями.
К самому процессу поиска и добычи законопроект предъявляет ряд требований. Например, во время работ нельзя ничего взрывать, снимать верхний слой почвы глубже пяти метров, использовать оборудование мощнее пяти киловатт. Периодически надо подавать в уполномоченный орган декларации с фотографиями участка. А в конце нужно выровнять землю, вывезти мусор, положить обратно плодородный слой почвы.
Новый механизм призван создать новые рабочие места, вовлечь в оборот мелкие россыпи, помочь бороться с незаконной добычей драгоценных металлов и повысить поступления в бюджеты благодаря созданию новой налоговой базы, говорится в пояснениях к законопроекту.
Рабочие места можно поискать в другом месте
Но оказалось, что даже в самом Правительстве не пришли к консенсусу. Заместитель руководителя Федерального агентства по недропользованию Асламбек Гермаханов признал, что относится к инициативе без энтузиазма, не исключив риск, что частные старатели будут использовать полученные участки неправильно.
Он напомнил, что Правительство не раз расширяло применение заявительного принципа, чтобы позволить предпринимателям самим выбирать неизученные участки и искать там полезные ископаемые. Последний раз — в апреле этого года, когда Минприроды своим приказом распространило этот механизм почти на все виды ископаемых на территории Сибирского федерального округа. Но вот именно россыпное золото туда решили не включать. Дело в том, что многие руководители регионов пожаловались на негативное влияние разработок на окружающую среду, пояснил Гермаханов. По его словам, в Общественной палате тоже были категорически против.
На законопроект, легализующий старательство, тоже есть негативные отзывы, отметил председатель экологического комитета Дмитрий Кобылкин. Одна из причин — это как раз вред окружающей среде. Депутат привел в пример незаконную добычу в Кемеровской области. Несколько лет назад, будучи еще министром природных ресурсов и экологии, Кобылкин облетел территорию. «И эти места напомнили мне лунный пейзаж - настолько они были испещрены незаконными разрезами», — сказал он.
Но есть и другие риски. Так, по словам депутата, разрешить добывать золотой песок гражданам пытаются уже не впервой и каждый раз ФСБ выступает категорически против, так как нет понимания, куда будет утекать золото, — проследить за его сбытом будет сложно.
Большой необходимости в таком шаге для российской экономики тоже нет, добавил Кобылкин: »Я понял бы, если бы это были дефицитные природные ресурсы, которые входят в перечень того, от чего мы импортозависимы. А с золотом, на мой взгляд, это опасная игра, которая может привести к плачевным последствиям». По его мнению, рабочие места можно создать и другим способом, не разрешая незаконную деятельность. «А то что же, разрешить наркотики и оружие свободно продавать, чтобы создать рабочие места?» — задался вопросом парламентарий.
Есть и другие мнения. Как золотая лихорадка в позапрошлом веке привела к развитию американского Запада, так сейчас она может развить русский Восток. Если наладить добычу и сбыт золота, то в связке с ресурсом «дальневосточного гектара» новшество привлечет на Дальний Восток самых предприимчивых россиян, сказал ранее «Парламентской газете» зампред Комитета Госдумы по экономической политике Станислав Наумов. При этом важно, чтобы старатели соблюдали экологические и другие требования.
В экологическом комитете, который стал соисполнителем по законопроекту, планируют провести круглый стол, где отдельно обсудят инициативу, но пока отношение к ней негативное, подытожил Кобылкин. Депутаты подготовят заключение и отправят его в профильный Комитет по развитию Дальнего Востока и Арктики. Судя по системе обеспечения законодательной деятельности, рассмотреть законопроект в первом чтении и определить судьбу старателей планируют в июне.