Почему жители поселков близ Нижнего Тагила выступают против добычи щебня

Жители Ленёвки и соседних поселков близ Нижнего Тагила добились приостановки вырубки сотен гектаров лесов, затеянной ради добычи в этих местах гранита и щебня. Территория, еще недавно считавшаяся "зеленым поясом" промышленного Нижнего Тагила и одной из главных зон оздоровления горожан, с начала нынешнего года стала активно лысеть". Карьер нужен региону для строительства дорог. Но на все ли жертвы нужно идти ради строительства даже самого выгодного объекта? Как разрешить спор: экология или экономическая целесообразность?

Почему жители поселков близ Нижнего Тагила выступают против добычи щебня
© Российская Газета

Выкладывать в сеть видео груженых лесовозов с возмущенными комментариями происходящего жители Ленёвки начали в январе нынешнего года. Тогда-то и выяснилось, что мачтовые сосны, служившие зелеными легкими промышленной зоны (Нижний Тагил - в 26 километрах от разведанного месторождения), срезают и везут на переработку, чтобы начать карьерную добычу щебня. Всего по проекту разработки месторождения планируется освободить от наземных природных богатств 150 гектаров (включая не только лес, но и землю), чтобы добраться до подземных запасов гранита и пустить их на стройматериал для дорог, отделки зданий и прочие строительные нужды.

Оценить масштаб облысения зеленой зоны без содрогания невозможно. Это территория даже больше, чем известный московский национальный парк "Лосиный остров". А глубину будущего карьера, ради которого и летят щепки в пригороде Нижнего Тагила, даже спрогнозировать сложно. По данным, полученным в ходе геологоразведки, производительность карьера по горной массе может составить до 500 тысяч кубометров строительного камня в год. Все это можно смело умножить на десять лет, ведь лицензия на разработку "Анатольского" (официальное название месторождения - Прим. авт.) коммерческой компании выдана до 17 июля 2032 года.

- Представляете, наш санаторий, который всегда ценился уральцами за чистоту и красоту окружающих лесов, в случае начала разработки будет находиться всего-то в двух километрах от карьера. Это и пыль, и грохот от взрывов и полный дискомфорт. О каком оздоровлении людей может идти речь? Чем вообще руководствовались, когда выбирали эту территорию, - эмоционально рисовала нам грядущую беду директор санатория "Ленёвка" Римма Ильина.

В не меньшем шоке и сотрудники детского оздоровительного лагеря "Звездный", где круглогодично отдыхают тысячи ребятишек. А жители двух дачных кооперативов "Карасиха" и "Сосновый" и вовсе готовятся жить под каменным дождем. О предстоящих буро-взрывных работах по добыче щебня они узнали в конце осени прошлого года и случайно выяснили, что разработчики проекта живущих под боком (в 400 метрах) от будущего карьера людей... не учли. То есть не заметили или не пожелали рассмотреть жилые дома на кадастровой карте.

- В техпроекте не указано даже грамма информации, что здесь рядышком расположены жилые дома, я уж не говорю о дачных участках. Нас как бы не существует, - возмущается Председатель кооператива "Карасики" Ольга Титова возмущается: "Возможно, рассчитывала, что после первых взрывных работ все живое само сбежит.

В Свердловской областной прокуратуре ситуацию "РГ" прокомментировали сдержанно. Как нам пояснили в пресс-службе надзорного ведомства, пока говорить о нарушениях экологического законодательства, прав и свобод граждан, проживающих на территории, находящейся в приближении к объекту, нельзя.

Но протестующие настаивают: осуществлять промышленный проект, который перевернет жизнь десятков тысяч людей, безвозвратно повлияет на экологию промышленного края, без проведения общественных слушаний и тщательной проверки надзорными органами уже выданных лицензионных и технических документов - нельзя. После неумолкающих протестов депутаты местной думы и порекомендовали предпринимателям остановить вырубку леса. Правда, на время - 2-3 месяца, пока не появится проект защитной зоны, а потом и общественные слушания готовы организовать. Но жителям Ленёвки перерыва для подготовки речей - не надо. Слова приходят сами и не совсем литературные, когда они видят более 40 гектаров пеньков от леса, который уже успели вырубить под вызывающий вопросы проект.

Комментарий

Виктория Почечун, заведующая лабораторией оценки эколого-экономических ущербов Института экономики УрО РАН:

- Перед разработкой любого месторождения законодательством предусматриваются общественные слушания. И впроекте обязательно присутствует раздел: Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), где по полочкам разложено, как повлияет разработка на лес, загрязнение воздуха, наземные и подземные воды. Именно эти данные определяют зону будущего негативного воздействия горнодобычи, а значит, и населенные пункты, жители которых должны вынести решение и зафиксировать это в официальном документе - протоколе слушаний. Но, к сожалению, нередко слушания проводят формально. Естественно, возникают вопросы, недоверие и желание разобраться. Здесь два пути: либо горнодобытчики заново открывают информацию, либо жители через суд требуют поднять и проверить разрешительные документы. В любом случае без диалога с общественностью вопрос не решить.