Суд закрыл свалку с черными коршунами около Толмачево для авиабезопасности
На ООО «Водолей» возложена обязанность осуществить мероприятия по ликвидации полигона твердых бытовых отходов, расположенного в селе Прокудское Коченевского района в непосредственной близости от аэропорта «Толмачево». Свалку необходимо ликвидировать не позднее одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
«Основанием для обращения в суд послужило то, что на земельном участке в пределах 15-километровой зоны территории аэропорта располагается полигон твердых коммунальных отходов, включая пищевые продукты, которые располагаются свободно, под открытым небом, их обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение не производится», — говорит помощник судьи Коченевского района Марина Рясная.
Незаконное размещение ООО «Водолей» полигона твердых коммунальных отходов привело к большому скоплению птиц, что создает угрозу безопасности полетов.
«По делу о ликвидации мусорного полигона вблизи аэропорта Толмачево назначено проведение экспертизы. Орнитологической. Подобного исследования новосибирские суды еще не назначали», — говорит представитель Управления судебного департамента в Новосибирской области Марианна Глушкова.
Авиационным орнитологом, было обращено особое внимание о низкой эффективности мер, принимаемых сотрудниками ООО «Водолей» для отпугивания птиц. Отмечено, что из-за недостатка опыта и специальных знаний у персонала полигона ТКО применение средств отпугивания птиц способно привести к возникновению сложных ситуаций и провоцированию столкновений воздушных судов с птицами, т.е. к усилению угроз, создаваемых птицами для полётов авиации. На момент проведения экспертизы в пределах свалки находилось не менее 200 особей птиц.
Столкновения самолетов с птицами происходят достаточно часто. Иногда столкновения с пернатыми приводят и к трагическим последствиям. Так, в марте 2006 года, армянский грузовой самолет, выполнявший полет в город Шарджа, столкнулся со стаей пернатых, после чего рухнул на землю на территории Ирана.
«Проблема орнитологического обеспечения безопасности полетов приобрела ощутимую остроту еще 50 лет тому назад в связи с резким увеличением интенсивности воздушного движения. Дело дошло до того, что в штате авиаподразделений и аэродромных служб появилась должность инженера-орнитолога», — говорит известный новосибирский орнитолог Алексей Яновский, которому довелось поработать в этой должности в середине 80-х годов.
«В районе Новосибирска наиболее вероятны столкновения с грачами, коршунами, серебристыми и озерными чайками, стаями скворцов», — говорит Алексей Яновский.
В силу ряда причин в черте больших городов и в их окрестностях, где и находятся аэропорты, птиц становится, год от года больше. Речь идет не только о городских птицах — голубях и воробьях, но и о видах, с недавних пор образующих здесь скопления, таких как стрижи, свиристели, грачи, чайки, дикие утки и черные коршуны.
Орнитологи настаивают на ликвидации городских свалок. В среднем по миру происходит примерно 1 столкновение на 1000 вылетов. В Толмачево эта цифра никогда не была выше 0,3.
«Наиболее опасны крупные птицы. Небольшие, такие как стрижи и ласточки из-за своей небольшой массы особой угрозы для воздушных судов не представляют. Столкновения происходят оттого, что в живой природе птицам неизвестны столь высокие скорости, как у самолетов. Поэтому птицы оценивают не скорость, а расстояние. Но самолет летит быстрее, чем считают птицы. Порядка 90% столкновений происходит до высоты 50-100 метров», — говорит Алексей Яновский.