Войти в почту

Опыт «предпринимательства»: закрытый полигон под Екатеринбургом продолжает работу

Закрытый по решению суда в 2019 году полигон твердых коммунальных отходов в городе Берёзовский под Екатеринбургом продолжает работать. Такие факты неоднократно выявляли общественники и надзорные органы. Закрытие полигона было напрямую связано с изменением экологического законодательства. В границах населённых пунктов такие объекты запрещены. Почему так происходит и сколько лет Екатеринбург будет окутывать смог из-за пожаров на этом полигоне рассказали муниципальные власти и надзорные органы.

Кому принадлежит полигон и чем там занимаются?

В этом году исполняется 20 лет, как предприниматели получили этот объект в аренду. Действующий договор аренды был заключен в 2003 году сроком на 49 лет. До этого на этом месте находилась городская свалка, которая получила хозяина. С каких пор сюда свозили отходы, никто (даже администрация города) точно сказать не может, но старожилы говорят, что полигон начал работу в сороковых годах прошлого столетия. Арендатор, ООО «Урал Сот плюс», в 42 квартале города Берёзовского использует участок площадью 48 га для сбора и переработки опасных отходов и под полигон твердых бытовых отходов. Именно такой разрешённый вид деятельности на этом участке с 2012 года. В 2019 году решением суда природоохранная прокуратура добилась запрета на размещение на полигоне отходов, но решение так и не выполнено. Последний раз ООО «Урал Сот плюс» был уличен в нарушении судебного решения в июле 2022 года , а руководитель предприятия Владимир Степанов привлечён к административной ответственности.

Владимир Степанов – кандидат технических наук. Он позиционирует свою компанию как разработчика и производителя мусоросортировочных установок. По информации с сайта ООО «Урал Сот плюс» с 2012 года предприниматель из старых мусорных отвалов берёзовского полигона извлекает пластик. На полигоне есть установка, которая, как утверждает производитель, способна перерабатывать до 2000 тонн отходов в сутки. «Мы собираемся доказать, что сортировка свалки перед рекультивацией – необходимое и единственно верное решение. А экономика сортировки лежалых отходов по рентабельности превосходит сортировку «свежих» контейнерных отходов и даже прием отходов на полигон», – заявляет руководитель «Урал Сот плюс».

Помимо сортировки мусора с самого полигона, «Урал Сот» принимает отходы от предприятий. Именно эти мусоровозы во время разгрузки на самом полигоне фиксировали общественники и надзорные органы. Здесь у Степанова свое видение ситуации. Пользуясь несовершенством законодательства, он утверждает, что на полигон привозят отходы только V класса опасности, а установки по сортировке отходов являются демонстрационными образцами, так как у предприятия нет необходимых лицензий. После демонстрационных и испытательных запусков та часть отходов, которая непригодна для дальнейшего использования, хранится здесь же, на полигоне, но это не захоронение, а временное размещение. Сколько отходов за год размещается на полигоне в Берёзовском для временного хранения и дальнейшей отправки на действующий официальный полигон никто журналистам уточнить не смог. Выезжающих с полигона машин с отходами общественники ни разу не фиксировали.

Согласно опубликованным на сайте Арбитражного суда Свердловской области данным, за аренду участка предприятие в 2017 году платило 788 198 рублей. Сумма аренды при этом может повышаться раз в год – и также в одностороннем порядке. Текущие платежи в администрации Берёзовского постеснялись назвать.

Кто и когда на Берёзовском полигоне начнёт рекультивацию?

Согласно уже названного решения Берёзовского городского суда, которое вступило в силу 14 мая 2019 года, администрация города совместно с арендатором должны приступить к рекультивации объекта не позже мая 2022 года. Ни у арендатора, ни у местной власти денег на проект рекультивации и работы по восстановлению земельного участка нет.

Как рассказывает глава Берёзовского городского округа Евгений Писцов, с 2019 года муниципалитет обращается в региональные министерства энергетики и ЖКХ, а также природных ресурсов и экологии для включения полигона в государственные программы. Ответ всегда один – полигон находится в долгосрочной аренде и не является муниципальным промышленным объектом, государственные средства на него тратить нельзя. В то же время расторгать договор аренды оснований нет, арендатор такую инициативу не проявляет, да и охранять полигон кому-то нужно. По словам главы города, хозяйственная деятельность на полигоне не запрещена, а вот чем занимается там арендатор у муниципалитета нет права проверить.

Природоохранная прокуратура в очередной раз в феврале 2023 года инициировала исполнительное производство по вынесенному в прошлом десятилетии судебному решению, требуя рекультивировать полигон.

Заместитель главы Берёзовского по ЖКХ Антон Еловиков считает, что шанс попасть в нацпроект «Экология» у города есть. Для этого на полигоне проведено межевание, производство будет выделено в отдельный земельный участок, а место хранения мусора – в отдельный. Последний арендатор сможет передать обратно собственнику – в муниципалитет. Именно с этого момента начнется активная фаза для поиска бюджетных средств. Когда этот подготовительный процесс завершится и сколько уйдет еще лет для разработки проекта и выхода техники на полигон для его рекультивации сказать сложно.

Председатель экологического общества «Зеленый щит» Сергей Стуков рассказал ИА «Уральский меридиан», что берёзовский полигон ТКО – яркий пример несовершенства законодательства, «разгильдяйства властей и лукавства бизнеса», так как предпринимателей не могут оттуда выгнать и опасный объект продолжает наносить вред окружающей среде. Претензии к нему из года в год предъявляют не только надзорные органы, но и общественники: Общероссийский народный фронт, Свердловской отделение Российского экологического общества и «Зеленый щит». В 2023 году общественники снова фиксировали поступающие машины с ТКО.

По его словам, сейчас нет смысла вдаваться в вопрос, как коммунальный городской объект оказался в руках предпринимателей, у которых нет средств, чтобы его рекультивировать.

«Понятно, что коммерсанты приходили на этот участок получать доходы, а не вкладываться в него. Сейчас новые полигоны строятся сразу с проектными решениями по их рекультивации, у них понятны источники финансирования таких работ. По старым объектам нужна ревизия. Их нужно забрать у коммерсантов, выставив им счета за восстановление земель. Если это не сделать, то пройдут еще десятилетия, пока очередной пожар не сожжет весь накопленный мусор, при этом на сам полигон все эти годы будут под разными предлогами свозить отходы», – сказал Сергей Стуков.

Ранее ИА «Уральский меридиан» рассказывало, что Екатеринбург летом 2022 года задыхался от дыма, который накрыл столицу Среднего Урала из-за горящего полигона в Берёзовском. Также агентство