Эксперты: Северный морской путь нужно углублять
Маршруты Северного морского пути, разработанные с 30-е по 80-е годы, рассчитаны на суда с осадкой в 4-6 метров. Крупные суда с осадкой в 12-15 метров могут по ним не пройти, так как арктические моря и проливы — это зоны обширного мелководья. Об этом во вторник, 7 февраля, на пресс-конференции в ТАСС рассказал декан Арктического факультета Госуниверситета морского и речного флота имени адмирала Макарова Андрей Афонин.
Он напомнил, что выпускники разных годов именно этого вуза нанесли практически каждую глубину в акватории Северного морского пути начиная с 30-х годов прошлого века.
«Маршруты в Арктике нужно превратить в безопасную акваторию для крупнотоннажных судов. Но, чтобы покрыть всю акваторию съемкой, нужны три сотни лет. Поэтому сейчас стоит задача оптимизации гидрографических исследований с выделением критических участков акватории Северного морского пути. Транспортировку сжиженного газа мелкими судами мы не сделаем. Там надо будет копать углубления», — отметил Андрей Афонин.
Например, в проливе Дмитрия Лаптева между островом Большой Ляховский и материком Евразия, который соединяет море Лаптевых и Восточно-Сибирское море, преимущественная судоходная глубина — 10 метров. И подобное мелководье станет существенным препятствием на пути транспортировки добытых в Арктике углеводородов.
С учетом того, что их грузооборот, по словам профессора Высшей школы производственного менеджмента петербургского Политеха Алексея Фадеева, планируется дорастить до 80 миллионов тонн в год к 2024 году, до 150 миллионов тонн к 2030 году и до 200 миллионов тонн к 2035 году, вложить в освоение Арктики до 2035 года планируется 1,8 триллиона рублей.
Директор НИЦ Арктики СПбГУ Сергей Аплонов сообщил данные для понимания масштабов территории изучения. Сухопутные владения России в Арктике составляют 20 процентов нашей страны. Из 4,5 миллиона человек, проживающих в Арктике, 2,5 миллиона — наши соотечественники, включая коренное население. Это два процента населения России. На эту территорию приходится 20 процентов ВВП России.
Алексей Фадеев рассказал, что ежегодно на работу в Арктике открыто 20-25 тысяч вакансий. 60 процентов — рабочие специальности, 40 процентов относятся к категории высококвалифицированного персонала.
Сейчас в Арктику требуются физически и морально устойчивые, оптимистично настроенные люди с компетенциями, помимо основного профессионального профиля, сразу в нескольких областях — от цифровых технологий и логистики до экологии, экономики и международных отношений.