В России собирается только 1% отходов из текстиля для переработки
Более 78% отходов текстиля, которые образуются в России, можно переработать, но в стране собирается только около 1% таких отходов. В Европе в среднем этот показатель составляет около 38%. Такие данные приводятся в исследовании благотворительного фонда "Второе дыхание" и Группы "ЭкоЛайн".
Мусорная реформа в России стартовала в 2019 году. За это время удалось достичь успехов в сборе востребованных фракций, например пластика, металла и макулатуры, но текстиль занимает от 3 до 7% в общем объеме отходов, так что реформа его не коснулась. В исследовании отмечается, что, по сути, сейчас сбором текстиля, бывшего в употреблении, занимается социально ответственный ретейл, некоммерческие организации, социальные предприниматели и переработчики. Текстиль, выброшенный в контейнеры для приема ТКО, неизбежно попадет на полигоны либо будет сожжен. При этом ни тип бака (для смешанных отходов или вторсырья), ни технологичность сортировочной линии не имеют значения.
Как отметила заместитель генерального директора Группы "ЭкоЛайн" Елена Вишнякова, когда люди выбрасывают текстиль, он попадает в мусоровоз. "В спрессованной массе текстиль впитывает все жидкие и пищевые отходы. Текстиль поступает на КПО в составе смешанных отходов, он загрязнен и перенасыщен влагой. Фактически выбрать его можно, но передать на переработку уже нельзя", - отметила Вишнякова.
Согласно данным фонда "Второе дыхание", в России на конец 2022 года более 80 проектов в 60 регионах занимаются рециклингом текстиля. При этом только один региональный оператор в России собирает текстиль отдельно - "Ситиматик-Волгоград"."Там можно не просто сдать ненужный текстиль в чистом виде, но и получить за это вознаграждение из расчета 2 рубля / кг. Сбор был запущен в сентябре 2022 года. По данным компании, с начала приема удалось накопить 3,5 - 4 тонны текстиля", - говорится в исследовании.
Также можно сдать одежду в некоммерческие организации (благотворительные и религиозные организации), которые принимают одежду от людей в качестве пожертвования. Вещи будут отданы нуждающимся. "Если у организации нет опыта в переработке текстиля, то объем текстиля, неподходящего для выдачи людям (и попадающего на полигон), может доходить до 50%. В тех случаях, когда организация наладила самостоятельную переработку текстиля или тесно сотрудничает с переработчиками, объем хвостов составляет 5-7%. Некоторые НКО осуществляют частичную продажу собранных вещей для того, чтобы окупать операционные процессы (сбор, логистику, сортировку и хранение)", - говорится в исследовании.
Также для продажи и переработки собирают текстиль коммерческие компании, некоторые из них организуют сбор для конкретной сети секонд-хендов, а другие перепродают собранный товар на секонд-хенд базы, в несетевые секонд-хенды и за рубеж (в Африку и страны СНГ). Одежду еще можно сдать в комиссионные магазины, кстати, похожую функцию выполняют онлайн-площадки по перепродаже вещей - Avito, "Юла", "Яндекс.Маркет" - и неформальные сообщества в социальных сетях, где люди могут обмениваться вещами между собой.
Сетевые магазины часто добровольно организуют пункты приема текстиля для покупателей. Некоторые компании принимают только вещи своего бренда, но большинство принимают любой текстиль. "К концу 2022 года программы по приему одежды, бывшей в употреблении, действуют у Melon Fashion Group (бренды SELA, Love Republic), Henderson, SHU и других. Первым онлайн-маркетплейсом, установившим контейнеры в своих пунктах выдачи заказов, стала Lamoda", - отмечают эксперты.
Инфографика "РГ"/ Александр Чистов/ Светлана Задера
В прошлом году компании-переработчики текстиля запустили программы сбора, чтобы компенсировать прекращение поставок из Европы из-за санкций. Эксперты отмечают, что такие проекты носят экспериментальный характер: в основном, переработчики текстиля продолжают покупать текстиль, собранный другими сборщиками, закупать товар из Китая и использовать отходы производства (преимущественно текстильных предприятий в Ивановской области).
Как отметил глава Российского экологического оператора (РЭО) Денис Буцаев, в России есть явный дефицит мощностей для переработки текстиля - из 200 тысяч тонн отходов текстиля, подлежащих утилизации, официально в России утилизируется не более 20 тысяч тонн.
"Перед тем, как строить заводы, необходимо наладить эффективный сбор таких отходов. Для начала требуется ввести добровольную верификацию для сборщиков текстиля, а также проводить их ежегодный аудит, регулярно выявлять сервисы полного цикла. Верификатором согласилась выступить Ассоциация "Ресурс", - сказал Буцаев.