В Волгограде прошли общественные слушания по обезвреживанию «белого моря»
Шламонакопитель общей площадью около 28 га находится в Кировском районе областного центра довольно близко от Волги и представляет собой серьезную экологическую угрозу. По поручению губернатора Андрея Бочарова готовится решение этой проблемы.
Выбирали из трех вариантов
В Кировском районе Волгограда прошли общественные слушания, в ходе которых проектировщики публично представили способ «нейтрализации» опасного объекта на юге города – так называемого «белого моря», бывшего полигона завода «Химпром», куда предприятие годами складировало токсичные отходы. Пока что эта земля напоминает вымершую марсианскую равнину, в глубине которой захоронены тонны токсичного шлама. После того как губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров поставил задачу по ликвидации техногенных загрязнений, в регионе была создана рабочая группа по разработке соответствующего техзадания и проекта.
На территории «белого моря» провели исследования экологи, геодезисты и геологи. Рабочая группа изучила мировой и отечественный опыт рекультивации шламонакопителей и утилизации отходов химпроизводств. Консультировались с учеными, в том числе со специалистами Российской академии наук, о чем на слушаниях напомнил заместитель начальника отдела по организации работы в сфере обращения с отходами комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области Вячеслав Козлов.
Эксперты рассматривали три различных варианта решения проблемы: полный вывоз шлама с последующей утилизацией, его фиксация на месте с рекультивацией или его термическое обезвреживание и плазменная переработка. После многомесячных исследований и консультаций было решено, что с учетом всех факторов наиболее рабочий вариант – консервация «белого моря». Специалистами предложена локализация шлама с созданием целого комплекса защитных барьеров и укрытий, с обязательным дальнейшим мониторингом. Море полностью законсервируют
О технологии, которая минимизирует просачивание за пределы саркофага загрязнений, на слушаниях подробно рассказал главный инженер проекта Кирилл Поцепня.
По его словам, по окончании работ на поверхности шламонакопителя будет уже не мертвый белесый налет, а зеленый газон:
– Вариант, на котором мы остановились, широко апробирован в России и за рубежом. Он достаточно прост и быстр в реализации, по сравнению с другими способами менее затратен, – поясняет Поцепня.
Суть проекта в консервации шламонакопителя путем создания стакана-могильника, где будут лежать отходы, не нанося вреда окружающей среде. Отходы полностью изолируют от прилегающей территории, от водоносных горизонтов Волги поверхности грунта.
– Проект стоимостью ориентировочно в 6–8 млрд рублей будет реализовываться в два этапа, – продолжает инженер Кирилл Поцепня. – Технический этап займет 2 года – это основные строительно-монтажные работы. Затем 4 года – биологический этап, включая уход за растительностью, посев газонов.
На общественных слушаниях присутствовали представители исполнительной власти, природоохранных структур, научной среды, общественных организаций, обычные неравнодушные жители. Направление понятно
Студент Антоний Пичейкин задал на слушаниях вопрос о том, почему в советское время было допущено создание свалки токсичных отходов.
– Я о «белом море» узнал несколько лет назад от преподавателей, и меня волнует эта проблема, – рассказал парень «Волгоградской правде.ру». – Мы с другом пришли на слушания, потому что нам это интересно.
Большинство присутствующих были рады, что власти подняли большую проблему, к которой не подступались десятилетиями.
– С точки зрения экологической значимости проект обезвреживания «белого моря» давно назрел. Он важен для всех нас. В целом я одобряю предложенный вариант решения. Мне нравится, что в нем заложены слоты для использования открывающихся в будущем новых технологических возможностей, например, переработки бывшей опасной субстанции, – комментирует доцент кафедры экологии и природопользования одного из волгоградских вузов Николай Онистратенко. – Скорее всего, в процессе исполнения проекта будут возникать вопросы. Но это рабочие моменты. А общее направление понятно, прозрачно, и если все будет реализовываться именно в таком виде, то, конечно, будет положительный эффект.