«Европейская колючка»: Польша, Литва и Латвия выстроили заборы «против всего живого» на границе с Беларусью

Польша, Литва и Латвия выстроили заборы на границе с Беларусью. Говорили, что так хотят оградить себя от мигрантов. Но страдают в результате не только люди, но и звери. Вдоль забора походила корреспондент «МИР 24» Галина Пузына.

«Европейская колючка»: Польша, Литва и Латвия выстроили заборы «против всего живого» на границе с Беларусью
© Мир24

Деревня Хвойник. До белорусско-польской границы около четырех километров. Николай Михайлович почти 40 лет живет здесь в гармонии с природой.

«Из Польши приходили волки к нам. Здесь больше вреда наносили. В Польше же мораторий, запрет на отстрел волка – и они к нам», – поделился местный житель Николай Булатовский.

Но теперь гостей из леса стало меньше. Польша построила забор. Огромная стена разделила не только уникальный заповедник, но и его обитателей.

«Впервые животные оказались изолированными на двух частях Беловежской пущи. Генетически обедненная популяция зубров, очень малочисленная группировка рыси здесь обречены на очень сложное время существования. Из-за этого они могут исчезнуть», – считает документалист, кандидат биологических наук Игорь Бышнев.

На территории Беловежской пущи обитает 59 видов млекопитающих. Среди них благородные олени – их около трех тысяч. Косуль в два раза меньше – 1200. 703 зубра, 70 барсуков и 55 диких кабанов. Рысей и того меньше – 20. Их оберегают с особым трепетом. Животные в Красных книгах и Беларуси, и Польши. Раньше зверям было намного проще. До 1982 года они свободно гуляли, не зная границ. Потом появилось новое ограждение. Около 2,5 метра в высоту. Для зверей это не было проблемой, пока не построили новый забор.

Рысь может перепрыгнуть преграду высотой в четыре метра. Но высота этого забора – почти шесть метров. И ее зверь уже не осилит. Видимо, для этого в польском заборе сделали калитки. Но как их открыть? Звонка-то нет, колокольчика тоже. Да и звери в пуще живут дикие, трюкам цирковым не обучены.

«Этих проходов, по нашим расчетам, только в Беловежской пуще должно быть не меньше 60, а их на всей территории белорусской-польской границы, 180 километров, всего 24», отмечает директор Института экспериментальной ботаники Национальной академии наук Беларуси Дмитрий Груммо.

Общая граница Беларуси и Польши – 398 километров. На сухопутной части – 180 километров забора. Строили, чтобы остановить беженцев, получился забор от всего живого. Формально проходы сделали. Вот только кто туда пролезет?

«Маленькие отверстия – это решетки между заборами. Между ними семь сантиметров. Тот же волк, барсук, рысь – они не пролезут», – объясняет главный охотовед Национального парка «Беловежская пуща» Олег Щитов.

Где питаться, где гулять и где искать пару – у зверей новые проблемы.

«Эти животные малочисленные, для них крайне важен генетический обмен. Если этого генетического обмена не будет, то будет нарушаться генетическая структура, будет происходить обеднение генофонда», отмечает начальник научного отдела Национального парка «Беловежская пуща» Дмитрий Бернацкий.

Польский забор на фоне литовского выглядит безобидным. От Вильнюса на границе эконом-вариант – 470 километров колючей проволоки. Уже погибло 37 животных.

«Колючая проволока. Впутался и все. Запутался, закрутился и либо умер от того, что не мог выбраться, либо задушился в сетке. Стараемся вдоль границы больше закармливать, чтобы не было причин уйти дальше и биться об сетку», говорит инженер по охотничьему хозяйству Гродненского лесхоза Павел Шакиров.

Калитка есть, но перед ней установлено заграждение – спираль Бруно в три яруса. Множество мелких лезвий шансов выбраться не оставляют. Ни человеку, ни зверю.

Экологическую проблему пытаются решить экоактивисты из Беларуси и Польши. Подписали совместное обращение в Европейскую комиссию. Ответа нет.

Самое опасное время будет весной. Период гона. Те же зубры в поисках пары могут преодолевать до 500 километров. Теперь никакой свободы передвижения, для зверей серьезный стресс.