Почем нынче окурок, выброшенный из окна машины
Огромные кучи строительного мусора и прочих отходов стали привычной деталью российского пейзажа. И вот теперь в Государственной Думе РФ принят закон о штрафах до 200 тысяч рублей с конфискацией автотранспорта за сваливание мусора на обочину. Предлагается установить такого рода административную ответственность за сброс отходов с авто- и мототранспортных средств и прицепов к ним. Если выкинешь хоть спичку мимо полигонов твердых бытовых отходов (ТБО), то штраф – для граждан до 15 тысяч рублей, для должностных лиц – до 30 тысяч, для юрлиц – до 50 тысяч.
Это что же теперь поедешь с дачи, остановишься, привычно вытащишь пакет с мусором и аккуратно пристроишь его на обочине и бац, штраф! Если конечно застукают – это поручено фиксировать дорожным камерам. За повторное правонарушение – в удвоенном размере с конфискацией автомобиля, как орудия правонарушения, сообщают РИА Новости
Заместитель председателя комитет по природопользованию и экологии Торгово-промышленной палаты Лариса Ветошкина напомнила, что ТПП на своих заседаниях неоднократно обращали внимание на отсутствие различий между штрафами для крупного и малого бизнеса:
– Это на наш взгляд неправильно, но такова система Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КОАП).
«СП»: – Понятно, что нужно штрафовать тех, кто вывозит мусор тоннами и сваливает его в неположенном месте на опушке леса. Но не будут ли теперь штрафовать за выброшенную пустую пачку сигарет или за окурок? Тоже ведь мусор.
– Все может быть. Пока не хочу говорить об этом подробно – обязательно нужно смотреть подзаконные акты. Ведь штраф налагается за что-то, нарушение нужно еще зафиксировать и только потом наложить штраф. Но все равно общая наша позиция – штрафы должны стимулировать уменьшение негативного воздействия на окружающую среду, и при этом не убивать бизнес.
«СП»: – Совершенно очевидно, что новые штрафы вписываются в систему не очень удачной «мусорной реформы». Но кроме штрафов что-то в этой сфере происходит? Продвигается ли сортировка твердых бытовых отходов: пластик отдельно, бумага отдельно?
– У нас проблема не столько сортировки, сколько производства продукции из отходов. Недавно, 28.06.2022, в Госдуме РФ принят «Закон о вторичных материальных ресурсах». Он создает правовые основы и условия для формирования экономики замкнутого цикла. Будут сформированы отраслевые стандарты и создана инфраструктура для сбора и приема вторичных ресурсов и вторсырья.
Ведь к 2024 году в трети регионов исчерпаются мощности по захоронению отходов. Придется создать условия для минимизации этого процесса и максимально вовлечь вторсырье в переработку.
Понятия «вторичные ресурсы», «вторичное сырье», а также «побочный продукт» становятся законными. С 2030 года их захоронение запрещается. По закону, складирование побочных продуктов производства должно осуществляться с соблюдением требований об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия. Теперь нельзя лицензировать пункты приема вторсырья, а порядок обращения с опасными отходами определяет «Российский экологический оператор».
Но, опять-таки, нужно смотреть подзаконные акты и думать, как стимулировать производство и продажу продукции с использованием вторичных ресурсов.
«СП»: – Через несколько лет собираются запретить оборот полиэтиленовых пакетов. Но что придет им на замену, будут ли бумажные разлагающиеся пакеты? Ведь полиэтиленовые пакетики кроме вреда дали и какую-то пользу принесли, например, уничтожили поголовье тараканов. Неужели тараканы снова вернуться?
– Что-то с полиэтиленовыми пакетами делать нужно. Бумажные пакеты следует поощрять – это вариант не самый плохой. На самом деле есть целесообразность ограничить оборот не только пакетов, но и вообще упаковки. Не надо пихать пять штук пакетов на один вид продукции. И да, можно их заменять на вторичные ресурсы, полиэтилен – допускает многоразовое использование.
А пока проблема свалок в лесах и полях существует. Хотя нормативно-правовые и организационные возможности по предотвращению этого безобразия, оказывается, давно есть, но не работают. Мы к этому не привыкли.
Часто несанкционированные свалки устраивает само население. В большинстве муниципальных образований специальных полигонов по размещению и утилизации отходов просто нет. Как нет и специализированных организаций по переработке бытового мусора. Поэтому есть тенденция ухудшения санитарного состояния. Уже буренки на полях вместо травы травятся разлетающимися повсюду рваными пакетами.
Мы обратились за разъяснениями к председателю Всероссийского общества автомобилистов Валерию Солдунову, который считает, что слухи о строгом законе сильно преувеличены:
– Пока это только предложение, а оценивать каждое предложение – дело неблагодарное. Всевозможные активисты у нас очень любят направить какую-нибудь свою идею в ГИБДД или сразу в Госдуму РФ: «Здравствуйте, мы предлагаем то-то и то-то!». Официальная структура – обязана отвечать на обращения граждан. Так появляется информационный повод.
«СП»: – Значит закона пока нет и только лишь идеи бродят в умах?
– Вопрос ужесточения наказания вплоть до изъятия автомобилей – если тебя ловят пьяным за рулем не в первый раз – обсуждается. А по поводу вывоза мусора возникают разного рода сомнения. На данный момент проблема не в отсутствии или наличии закона, а в том, что некому наказывать и поэтому никто и не наказывает. Основная проблема правоохранительной системы в таких вопросах – показать неотвратимость наказания.
Если вы в том же Сингапуре попробуете выплюнуть жвачку на тротуар, то к вам подойдет полицейский и выпишет штраф 100 долларов. Потому что работают камеры наблюдения, бдительны простые сами сингапурцы и рядом патрулирует полиция. У нас в этом случае никто не подойдет и в лучшем случае лишь косо посмотрят.
Даже существующие размеры штрафов – если бы они работали, если бы человек платил этот штраф каждый раз, когда он выкидывает окурок мимо урны, я у вас уверяю, даже сейчас все было бы прекрасно. И никакое это не «ужесточение наказания». Ведь оно точно так же не будет работать, как не работало до сих пор. Если человек сел пьяный за руль, то машина – это орудие преступления. А если он выбросил мусор, то как это будет фиксироваться? Не очень понятно.
Штрафы ужесточать нужно. Но не потому, что больше стали мусорить, а просто штраф должен быть чувствителен, тем более в связи с инфляцией. А многие штрафы не растут по десять пятнадцать лет.
Вот, например, штраф за отсутствие ОСАГО – 800 рублей. Пока не введут камеры, которые будут фиксировать автомобили по номерам и «пробивать» их по базе на наличие ОСАГО, толку не будет. Если бы проехал человек без ОСАГО по кольцевой, получил три штрафа, а на следующий день – еще раз. Это будет существенно. А сейчас он попался раз в два месяца, заплатил штраф, это дешевле, чем страховка.
«СП: – И на опушках лесов у нас чище не станет?
– С лесом вообще история тяжелая. Если мы говорим о нелегальных свалках, на которые вывозят мусор самосвалами, то и сейчас можно изъять транспортное средство – если это административное преступление, совершаемое группой лиц или организацией. Машина, как орудие преступления направляется на штрафстоянку.
Но у нас очень много нелегального вывоза мусора. Более того, даже легальные перевозчики этим порой занимаются, экономя талоны на вывоз мусора на полигон твердых бытовых отходов (ТБО). Наполнив самосвал мусором, водитель должен поехать на полигон и отдать свой талон. А он оставляет талон себе и сбрасывает мусор в ближайшем лесу.
Предлагается усилить ответственность за такого рода действия, совершенные с использованием грузовых транспортных средств. Штрафы для граждан, то есть водителей – до 50 тысяч рублей, для должностных лиц – до 80 тысяч, для юридических лиц – до 120 тысяч.
За повторное совершение правонарушения – штраф для граждан до 70 тысяч рублей, для должностных лиц – до 100 тысяч с конфискацией грузовых транспортных средств, для юрлиц – до 200 тысяч рублей с конфискацией грузовых транспорта.
Банки, стекло, упаковка, лом бытовой техники, осветительных приборов, строительный мусор необходимо перерабатывать и утилизировать. Сами по себе выброшенные твердые бытовые отходы: пластик, электроника, пластмасса, стекло – никуда не исчезнут. Надо что-то делать муниципальным и коммунальным службам, призванным собирать, сортировать, перерабатывать и утилизировать. Но никому не хочется. И жители отказываются платить за вывоз мусора, и вокруг деревень – образовываются свалки. Денег жалко, ведь они свои. А Родины, с ее березками не жалко, хотя они вроде тоже не чужие.