Маски брошены. Китай успешно борется с COVID-19, но отравляет экологию. Как тонны масок и перчаток уничтожают природу?

Пандемия коронавируса выявила колоссальные проблемы в переработке мусора, а особенно медицинских отходов. Сотни миллионов масок, перчаток, шприцев каждый месяц отправляются на свалки, и со временем количество мусора будет только расти. Технологии, которая помогла бы справиться с проблемой, пока не существует. Эпицентром сейчас стал Китай, где на фоне самой масштабной с начала пандемии вспышки COVID-19 крупные города пришлось закрыть на карантин из-за политики нулевой терпимости к вирусу. Битва за экологию — в материале «Ленты.ру».

Маски брошены. Китай успешно борется с COVID-19, но отравляет экологию. Как тонны масок и перчаток уничтожают природу?
© Lenta.ru

Смертоносный мусор

Скорость изменения климата на планете увеличивается: выбросы парниковых газов, особенно ископаемого углерода, приводят к пагубным последствиям на Земле. На планете становится жарче, уровень Мирового океана поднимается, количество стихийных бедствий растет с каждым годом, а загрязнение воздуха оказывается опаснее туберкулеза и СПИДа.

Как показало недавнее исследование, опубликованное в журнале Lancet Planetary Health, грязный воздух и выбросы химических веществ являются причиной примерно девяти миллионов смертей в год. По подсчетам ученых, с 2015 по 2019 год глобальная смертность из-за ухудшения экологии увеличилась на 7 процентов, а экономические потери оцениваются в 4,6 триллиона долларов в год. При этом уровень загрязнения воздуха в мире после начала пандемии COVID-19 не только не улучшился, но и заметно ухудшился: число смертей от загрязнения воздуха выросло до 6,7 миллиона.

Фото: Francis Mascarenhas / Reuters

Пандемия коронавируса обострила еще одну проблему загрязнения: в мире стало больше мусора. По подсчетам ООН, с марта 2020-го по ноябрь 2021 года только в рамках совместной чрезвычайной инициативы по борьбе с COVID-19 было закуплено примерно 87 тысяч тонн средств индивидуальной защиты (СИЗ). Более того, в мире было введено более 8 миллиардов доз вакцин, что привело к появлению еще 144 тонн отходов в виде шприцев, игл и контейнеров для их сбора. Почти все эти медицинские изделия в итоге оказались на свалках.

При этом в ООН не стали принимать во внимание медицинские маски, которые используются повсюду в мире. Хотя каждый месяц на выброс отправляются 129 миллиардов масок и 65 миллиардов перчаток. Маски признали экологической бомбой замедленного действия: они разлагаются почти 500 лет, а уничтожить быстро их можно только на мусоросжигательных заводах. Туда попадает лишь малая часть выброшенных масок, но и в целом при сжигании мусора в атмосферу попадают вредные вещества. Большая часть (75 процентов) всего пластикового мусора отправляется не на утилизацию, а на свалку, и в итоге оказывается в водах Мирового океана.

4,6 триллиона долларов теряет мировая экономика из-за плохой экологии

Еще до пандемии — в 2018 году — в Мировом океане было 13 тысяч тонн пластика. В 2020-м в Мировом океане было уже 1,6 миллиарда масок и такими темпами скоро их станет больше, чем медуз. Одна маска для лица может выбрасывать в море до 173 тысяч микроволокон в день. Микропластик, содержащийся в полипропилене, разрушается и всасывается в пищеварительный тракт морских животных. «Загрязнение пластиком и до вспышки коронавируса было одной из величайших угроз нашей планете. Неожиданный скачок в объемах повседневного потребления определенных продуктов, необходимых для защиты здоровья и препятствования распространению болезни, привел к тому, что ситуация стала намного хуже», — подчеркнула директор Конференции ООН по торговле и развитию Памела Коук-Гамильтон.

Дорогой ценой

Наглядный пример роста количества мусора во время эпидемии — Китай. Весной 2022 года он стал полем битвы между политикой нулевой терпимости к COVID-19 и экологией. Из-за самой серьезной вспышки коронавируса с начала пандемии во многих городах страны на несколько недель был введен тотальный карантин. Например, в 25-миллионном Шанхае ежедневно выявлялось более 20 тысяч случаев инфицирования, и власти города ввели полный локдаун: на улицах могли свободно находиться только медицинские работники, волонтеры, доставщики и другие специалисты со специальными разрешениями.

С начала марта медицинские отходы, связанные с профилактикой коронавируса, увеличились в 4,5 раза — до 1400 тонн в день. Кроме того, ежедневный объем бытовых отходов, связанных с COVID-19, вырос с 73 до 3300 тонн в день. Сейчас зараженных становится меньше, и ограничения постепенно снимаются, но проблема мусора пока остается не решенной. Даже Гонконг, где ограничения были не такими строгими, начал страдать от проблемы мусора на улицах.

Фото: Bloomberg / Getty Images

По данным Nomura Holdings, в апреле около 373 миллионов человек в 45 китайских городах находились в режиме полной или частичной изоляции. Это более трех четвертей населения Европейского союза. И хотя число новых случаев заболевания в Шанхае снижается, Пекин и другие китайские города ужесточают ограничения, чтобы обуздать собственные вспышки. Это вызвало резкий скачок спроса на доставку еды и рост онлайн-покупок, в также оказало давление на и без того перегруженную систему утилизации отходов в Китае. По оценкам Greenpeace, в 2018 году для онлайн-покупок в Китае произвели 9,4 миллиона тонн упаковки, а к 2025 году этот показатель может вырасти до 41 миллиона тонн.

Экологи считают, что в перспективе Китаю нужно разработать систему, при которой производители мусора (как предприятия, так и частные лица) должны будут платить за утилизацию отходов. Пока что в стране ежедневно образуются сотни миллионов тонн городского бытового мусора, и большинство китайских семей не сортируют его: 97 процентов китайцев его либо закапывают, либо сжигают. Проблему пока стараются решить на местах. Например, власти Шанхая стали отправлять на утилизацию 1400 тонн отходов в день, а до начала последней вспышки коронавируса эта цифра составляла 300 тонн в день.

Пути очищения

Пандемия коронавируса хоть и отошла на второй план на фоне геополитических событий, но вовсе не закончилась. В десятках стран наблюдается резкий рост заболеваемости, объявил глава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Тедрос Аданом Гебрейесус. «Почти в 70 странах, расположенных во всех регионах, отмечен рост числа сообщений о случаях COVID-19, и это происходит в то время, когда в мире резко снизилось тестирование. Коронавирус преподносил сюрпризы на каждом повороте, и все еще невозможно предсказать его путь и его интенсивность», — констатировал он.

Фото: Bloomberg / Getty Images

С очередной волной заболеваемости в мире вырастет и количество медицинского мусора. Эксперты предупреждают: в ближайшее время количество отходов увеличится на десятки тысяч тонн из-за использованных масок и других санитарных средств. Кроме того, по всему миру было распределено более 140 миллионов тестовых наборов, которые в итоге превратятся в 2,6 тысячи тонн неинфекционных отходов и 731 тысячу литров химических отходов.

Пандемия показала неэффективность системы обращения с мусором, констатировала ВОЗ. «COVID-19 заставил мир задуматься о нерешенных проблемах, связанных с потоком отходов, об аспектах их образования, которые упускаются из виду, и о том, как мы производим, используем и утилизируем ресурсы здравоохранения на всех этапах жизненного цикла», — отметила директор департамента ВОЗ по вопросам окружающей среды, изменения климата и здоровья доктор Мария Нейра.

Фото: Lam Yik / Bloomberg / Getty Images

В ближайшее время количество медицинских отходов в мире увеличится как минимум на 87 тысяч тонн: и это только маски и иные средства индивидуальной защиты (СИЗ). При этом на сегодняшний день 30 процентов медицинских учреждений во всем мире не оборудованы для работы с существующими отходами, не говоря уже о дополнительной нагрузке из-за пандемии COVID-19. В наименее развитых странах доля неприспособленных для обработки специализированного мусора больниц и поликлиник доходит до 60 процентов.

Чтобы справиться с кризисом, требуется комплексный подход и пересмотр экологической политики в целом. ВОЗ рекомендовала использование экологичной упаковки, применение многоразовых СИЗ, внедрение перерабатываемых и биоразлагаемых материалов, инвестиции в технологии обработки мусора без сжигания (например, автоклавы), а также инвестиции в технологии вторичного использования, чтобы такие материалы, как пластмассы, могли иметь вторую жизнь.