Парк или трасса: какая судьба ждет Артемовские луга

Парк или трасса: какая судьба ждет Артемовские луга
© В городе N

Уникальная территория Артемовских лугов, где можно встретить редких птиц и млекопитающих, полюбоваться красотой озер и отдохнуть наедине с природой, может исчезнуть с лица Земли. Экологи бьют тревогу: если по последним сохранившимся участкам Волжской поймы пройдет автомобильная дорога, погибнут краснокнижные животные, будут уничтожены водоемы и растения, что, в конечном итоге, скажется и на качестве жизни нижегородцев.

Судьба этого места пока окончательно не решена, но уже сейчас активисты делают все возможное, чтобы не допустить строительства трассы. О том, к каким последствиям может привести ее появление, экологи рассказали ИА «В городе N».

Место с историей

Упоминания о природном многообразии Артемовских лугов встречаются еще в летописях времен Ивана Грозного. Их история была тесно связана с Печерским монастырем. Название местности, предположительно, имеет отношение к дворянскому роду Артемьевых.

В летописных материалах есть сведения о том, как Иван Грозный, распоряжаясь этими территориями, подарил монастырю часть окрестных лугов. Мы провели большую исследовательскую работу по этому поводу, — рассказал ИА «В городе N» представитель общественности Вячеслав Зобов.

До революции луга использовались в основном качестве сенных покосов. Дома там не строили, так как по весне территории затапливались. После 1917 года земля перешла в собственность государства.

Сейчас многие нижегородцы даже не подозревают, что у них в шаговой доступности есть такой уникальный природный объект. Туда трудно попасть, так как все луга испещрены озерами там около 50 водоемов. В основном их посещают рыбаки и люди, которые любят отдых на природе. Для них это важный аспект отвлечения от городской суеты и техногенных сложностей. Но здесь может побывать каждый и соприкоснуться с природным разнообразием, отметил Зобов.

Два пути

Долгое время природной зоне не уделялось должного внимания. Как следствие, там возникали стихийные свалки, которые неоднократно горели. Формально Артемовские луга относятся к землям сельхозназначения, но уже много лет в этом качестве не используются.

Еще два года назад активисты предлагали превратить уникальную территорию в природный парк. В настоящее время уже готова концепция, которая предполагает сделать Артемовские луга местом для научно-исследовательской деятельности, экскурсий, экотуризма, занятий спортом, семейного отдыха и фотосессий.

Однако в конце прошлого года губернатор Глеб Никитин озвучил планы по строительству Восточного обхода Нижнего Новгорода. Позднее стало известно, что дорога может пройти через Артемовские луга и фактически рассечь уникальную территорию на две части. И хотя власти обещают провести все необходимые природоохранные мероприятия, у экологов на этот счет возникают большие сомнения. Они уверены, что магистраль разорвет экосистему и впоследствии приведет к ее деградации.

Биопереход не выход?

Как рассказал заведующий орнитологической лабораторией экологического центра «Дронт» Александр Мацына, на территории Артемовских лугов обитает около 90 видов птиц, занесенных в Красную книгу Нижегородской области и РФ.

Первые наблюдения мы начали вести с 1990-х годов. На протяжении 13 лет в Артемовских лугах работал стационар, где мы отлавливали, кольцевали птиц, наблюдали за их миграцией, и получили много информации. На этой территории всегда можно было найти множество видов. Среди них есть и редкие, сообщил Мацына.

В частности, на озере Торфушки обитает большая колония чаек. Здесь также можно встретить цапель, нырков и других птиц. Другой водоем без названия облюбовали крачки. В лугах можно увидеть и чибисов. Также на территории живут и такие редкие птицы, как кулик-сорока, орлан-белохвост, малая выпь, поручейник, ходулочник и многие другие.

Более 2/3 видов птиц, которые живут в Нижегородской области, обитают именно здесь. Но сейчас возникла угроза, - отметил Мацына.

По его словам, большинство птиц неминуемо погибнет, если на данном участке появится дорога. Одни рискуют быть сбитыми машинами, другие лишатся кормовой базы и привычных мест обитания.

Согласно проекту, при строительстве трассы предусмотрены так называемые биопереходы для животных. Но фактически это просто дренажные трубы под дорогой. Птицы ими пользоваться точно не будут, а перелететь через оживленную магистраль многим непросто. Они не готовы к тому, что здесь будет постоянно двигаться поток машин со скоростью 150 километров в час. Теоретически через эти трубы может пропрыгать лягушка, пробежать заяц или лиса, а как быть более крупным животным, например, лосям? Он пойдут через дорогу, где их собьет автомобиль. Эти так называемые биопереходы предусмотрели только для того, чтобы у экологов не было претензий, сказал руководитель экологического центра «Дронт» Асхат Каюмов.

По словам Александра Мацыны, трасса не только уничтожит места обитания птиц, но и создаст обширную буферную зону, которая, по оценкам экологов, составит не менее полутора километров в каждую сторону. Кроме того, одной дорогой дело не ограничится. Вдоль нее со временем неминуемо появятся кафе, гостиницы, заправочные станции, а в дальнейшем прилегающую территорию могут застроить коттеджами.

Вячеслав Зобов также добавил, что сама по себе территория достаточно сложная, и, если ее осваивать, площадка станет проблемой будущих поколений с точки зрения техногенных опасностей.

Это зона паводка. Например, в прошлом году все луга были залиты водой. И если там что-то строить, то потом придется решать вопрос с затоплениями, - подчеркнул Зобов.

Растения под угрозой

Строительство трассы несет угрозу и растениям. Флора Артемовских лугов также богата разнообразием.

Здесь много интересных травянистых сообществ. За счет смены уровня воды на территории богатые почвы. В луга постоянно приносится органическое вещество, обеспечивающее плодородие. Территория является постоянной кормовой базой для некоторых животных, источником питания крупного рогатого скота. Основу составляют злаковые растения, которые в простонародье называют осокой лисохвост луговой. Цветовые спектры постоянно меняются. Сейчас это преимущественно одуванчики, потом появятся ирисы. Затем одни растения отцветут, другие зацветут. За один полевой сезон было выявлено более 450 видов. Есть здесь и несколько видов краснокнижных растений, рассказала заведующая гербарием Учебного центра института биологии и медицины ННГУ имени Лобачевского Ольга Бирюкова.

Она также отметила, что в пойме произрастают и дубы. Сейчас их осталось не так много, так как древесину часто использовали для изготовления мебели и строительства. В настоящее время многие дубравы уничтожены. Теперь такая печальная участь может постигнуть и те деревья, которые остались в Артемовских лугах.

Строительство дороги и ее дальнейшая эксплуатация многое изменят. Сами работы связаны с постоянными разъездами не только по той полосе, где пройдет трасса, но и рядом. Дальнейшее использование магистрали это постоянные смывы реагентов и выхлопы, что негативно повлияет на растения, заявила Бирюкова.

Альтернатива есть

В настоящее время активисты продолжают сбор подписей под петицией против строительства дороги в Артемовских лугах. На сегодняшний день их уже более 50 тысяч.

Сейчас у нас есть шансы остановить это строительство. Пока существует только идея и проект планировки и межевания территории под дорогу. Само проектирование еще не начато. И мы должны бороться, чтобы не допустить строительства трассы, подчеркнул представитель «Комитета защиты волжской поймы» Егор Верещагин.

При этом в Министерстве градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области уверены, что строительство Восточного обхода решит множество проблем, даст импульс для развития территории Гребного канала и позволит отвести транспортные потоки от частного сектора.

Для дальнейшего развития Нижнего Новгорода целесообразно строительство дублера Казанского шоссе. Сейчас въезд автотранспорта на территорию столицы Приволжья с Казанского направления осуществляется по дороге регионального значения. Она используется как транзитным транспортом, так и транспортом жителей Кстовского района и ближайшей пригородной жилой застройки, пояснили ранее в Минграде.

По предварительным данным, строительство Восточного обхода обойдется в 100 млрд рублей. При этом, по словам активистов, ущерб, который будет нанесен природе, невозможно выразить в денежном эквиваленте.

Артемовские луга должны иметь статус особо охраняемой природной территории, защищаемой федеральными законами. В противном случае здесь погибнет все живое, отметила градозащитница Мария Попова.

Она напомнила, что существует и альтернативный вариант прохождения трассы. Согласно ему, строительство должно вестись от точки соединения Южного обхода и трассы М-7. При этом предложено построить мост через Волгу в окрестностях села Работки и далее провести дорогу по левой стороне реки до северо-восточного обхода Бора. По словам активистов, этот проект наиболее предпочтителен, так как в данном случае ущерб природе будет минимальным.

Активисты надеются, что они будут услышаны, и что властям удастся найти золотую середину между необходимостью строительства трассы и сохранением уникальной природной территории.

Напомним, 135 га Волжской поймы в Нижегородской области стали зоной рекреации.