​«Мнение, что мы деньги лопатой гребем, мягко говоря, неверное»

Андрей Валентинович, мы знаем, что мусорная реформа в регионе имеет непростую историю. Ее начало было сдвинуто на год позже, чем в других субъектах. Недавно вы приняли под управление регионального оператора - ООО «Чистый город». Свежим взглядом - что уже удалось сделать? – Напомню: в сентябре 2019 года между правительством Курганской области и «Чистым городом» было подписано соглашение, согласно которому компания стала региональным оператором. Дело новое – региональный оператор, в отличие от соседних областей, единственный (в Свердловской области, к примеру, их четыре, в виду большей территории субъекта, а в Томской и Ульяновской областях – по шесть). И за это время была проделана огромная работа, в том числе, благодаря структурам правительства области, в частности департаменту природных ресурсов, совместной работе с главами городов, муниципалитетов. Что мы имеем сегодня? Определена логистика по всей области согласно территориальной схеме. Удалось просчитать балансы отходов, в том числе, соотношение веса и объема. Для этого проводились инструментальные замеры – взвешивали содержание контейнеров в разные сезоны. Эта работа заняла целый год. Определили объемы накопления и уточнили территориальную схему. В области построены 13 мусороперегрузочных станций, все они действуют. Работают два мусоросортировочных комплекса — ООО «Сток» (в Кургане) мощностью 65 тыс. т в год и МСК «Шадринский» мощностью до 40 тыс. т в год (введен в эксплуатацию 1 января 2021 г). В Зауралье установлено около 12 тыс. контейнеров. Для обслуживания потребителей работают два офиса в Кургане и шесть офисов в районах – в Куртамыше, Далматово, Катайске, Шадринске, Шумихе и Петухово. Туда где офисов нет, по графику выезжают мобильные бригады для встреч с населением, представителями бизнеса для консультаций, в 280 населенных пунктах установлены специальные боксы для заявлений потребителей, создано 99 рабочих мест. Работа непростая, ведь даже «накатать» маршруты довольно сложно, особенно в городах, где все машины просчитаны – с каким интервалом и периодичностью они заходят по дням недели. Да и заезды во дворы порой неудобные – люди паркуют машины, подъехать к контейнеру непросто и т.д. Возникают сложности с транспортировкой и в периоды межсезонья. Эта логистика и «накатывалась» в конце 2019 года и отлаживалась в начале 2020, когда реформа стартовала.Взаимодействие специалистов «Чистого города», наших партнеров по перевозке, управкомпаний помогло с минимальными трениями организовать работу по вывозу отходов. То есть сейчас вывоз мусора отлажен по всей области? – Да. Вывоз организован в более чем 800 населенных пунктах области. Но в области 1200 населенных пунктов. А как дела в остальных 400? – Не охвачены такие селения где осталось три-четыре дома, живут 10-15 человек, и там, где нет твердого дорожного покрытия и круглогодичного проезда. А раз контейнеров там нет – плата за услугу не взимается. Такие населенные пункты есть в каждом районе. Недавно, к примеру, к нам обратился глава одного из округов с просьбой убрать контейнер в селе, откуда жители перебрались в более крупные поселения. Сам факт что на полигон стало заходить больше отходов, чем раньше, говорит о том, что мусор пошел по тем потокам, по которым должен идти - ни в лес, ни в овраг, ни в яму. Так с июля по декабрь 2020 года было собрано 954 тыс. 921 куб. м отходов, а за аналогичный период 2021 года – на 43 тыс. кубометров больше. Но в области еще далеко до чистоты в лесах и на дорогах, как, например, в Башкирии – Согласен, но там вдоль дорог висят аншлаги «Спасибо, что не бросили мусор». Это психологически срабатывает – ты его уже не бросишь, потому что тебя уже поблагодарили. И этого, может быть, не хватает на наших дорогах. Мы поддержали пожелание губернатора и бесплатно установили 130 контейнеров на въездах в леса и в местах массового отдыха. Стало определенно чище. Вопрос о тарифах и нормативах был сложным. Он регулярно становится предметом споров с УФАС и судебных исков. Вас обвиняют в аффилированности с властями и перевозчиком и многом другом. Как вы оцениваете ситуацию сейчас? – На эту тему идет много споров и иногда во всех бедах винят «Чистый город». Иногда обвиняют в мошенничестве и прочее. Но мы ведь работаем на основании документов, определенных федеральным законом, региональным законодательством и никакой отсебятины нет. Мы выполняем лишь функцию регионального оператора — собираем, транспортируем и передаем отходы на захоронение. Важно понимать – пока мы работаем с убытками. И мнение, что мы деньги лопатой гребем, мягко говоря, неверное. Есть, например, банковская комиссия за платеж. При месячной плате на человека в 80 рублей комиссия составит порядка 10 рублей. Казалось бы цифра небольшая, но, учитывая, что платежеспособность потребителей сегодня еще низка, региональный оператор оплачивает комиссию платежным агентам самостоятельно. И при ежегодном утверждении тарифа эти затраты нам никак не компенсируются. Спор о нормативах накопления напрямую касается вашей работы. В начале этого года было коллективное письме предпринимателей с жалобой на кратный рост платежей. В ответ регоператор предложил индивидуально разобраться с каждым таким случаем. Как идет эта работа? – На самом деле суть обращения в том, что предприниматели недовольны совокупным размером платежей – за электроэнергию, кассовые аппараты, ГСМ, коммунальные услуги, в том числе и обращение с отходами. Важно отметить, что в этом перечне наша услуга составляет лишь незначительную часть от общей платы за ЖКУ. Мы начали разбираться, и оказалось, что почти половина из подписавших обращение к властям, вообще не заключали договор и не обращались в «Чистый город» Нормативы для потребителей – юридических лиц и ИП, утвержденные в 2017 году и уточненные в 2019 году, при начислении платы за услугу подразумевали в качестве расчетной единицы людей – учащихся, сотрудников, посетителей. После принятия нормативов в 2021 году в перечне расчетных единиц появились квадратные метры, машино-места, торговые точки, пассажиры и так далее, и бизнес задал вопрос – откуда это? Это – рекомендации Министерства ЖКХ, и их используют в Свердловской, Тюменской, Челябинской и других областях. И у нас их ввел департамент гражданской защиты. Еще раз повторю — мы выполняем решения департаментов правительства области по нормативам и тарифам. Плата взимается в соответствии с этим решениями. Но норматив департамента для домовладений - многоквартирных и индивидуальных жилых домов, оспоренный прокуратурой, отменен судом с 15 декабря 2021 года... – Решение этого вопроса лежит в правовом поле. И решение властей будет. В самое ближайшее время. Какая помощь нужна вам как оператору работы с отходами? – Региональный оператор совместно с компанией транспортировщиком установил бесплатно около 12 тыс. евроконтейнеров. При этом, хочу отметить, что по закону оборудование контейнерных площадок и их оснащение входит в функции муниципалитетов и/или собственников земли. Вопрос этот и сегодня остается острым. И, как подтвердил семинар регоператоров России в этом году, актуален не только для Курганской области. Как налажены связи с населением? – У нас есть официальный сайт и четыре официальных аккаунта в соцсетях. И если вначале 2020 года в месяц поступало 100-110 обращений, большей частью негативных, то теперь в разы меньше. Мы терпеливо и понятно разъясняем все детали, подробно отвечаем на вопросы. Если есть ошибки – исправляем. В 2021 году заключили договор с Центром управления регионом и теперь плотнее работаем с обращениями потребителей. Среди них есть уже помощники, которые разобрались в реформе и в пабликах рассказывают об этом другим. Оотношение к реформе меняется. Сегодня многие люди видят, что отходы регулярно вывозят, завалов нет, и оплачивают оказанную им услугу. На периферии пока реформа идет чуть сложнее. Потому что жители не привыкли еще работать цивилизованно. Они говорят – зачем, у меня никакого мусора нет, но на деле, конечно, это не так. Горячая тема – полигоны для захоронения отходов. Как работаете с МУП «Шуховский полигон». – У нас в области два лицензированных полигона – Шуховский и Далматовский. С ними обычные договорные отношения. Мы платим за захоронение отходов 4 и 5 класса опасности. Но был план построить крупный мусоросортировочный комплекс «Кетовский». Его заявляли в территориальной схеме и инвестиционной программе. Что с ним? – Да, планировалось на площади 11 га построить мусоросортировку с дополнительными картами для захоронения, но чтобы инвестор вложил деньги, он должен их видеть в тарифе и понимать срок окупаемости. В сегодняшнем тарифе «Чистого города» инвестиционной составляющей нет. На таких условиях частного инвестора найти очень сложно.Наша область обратилась в Совет Федерации с просьбой выделить средства на этот социально значимый проект из бюджета в рамках нацпроекта «Экология». Ждем положительного ответа. Что происходит с отходами после сортировки? – На МСК «Шадринский» отбирается полезная фракция – картон, стекло, пластик – прессуется и передается для вторичного использования. Сообщалось, что с 1 марта, согласно приказу Минприроды, запрещено выкидывать ненужное компьютерное «железо» на обычные мусорные площадки. Это касается системных блоков, материнских плат и жестких дисков. Всю старую компьютерную электронику нужно сдавать на специальные пункты приема для утилизации. – Как дополнительно разъяснило Минприроды, это касается только потребителей юридических лиц. Для граждан ничего не меняется. Что входит в главные задачи на 2022 год? – Главная задача – повышение культуры обращения с отходами, экологической грамотности населения. Чтобы люди понимали – вот контейнер и в него нужно складывать мусор, а не посреди улицы и не в огород к соседу. Следующий этап – раздельный сбор отходов. Через системное понимание этих процессов придут и платежная дисциплина потребителей, и порядок на наших территориях. Автор: Павел Овсянников

​«Мнение, что мы деньги лопатой гребем, мягко говоря, неверное»
© УралПолит.Ru