Все поправки ведут в порт
В Госдуме в эти дни обсуждается законопроект, согласно которому рейдовую перевалку загрязняющих веществ можно будет осуществлять только в специальных перегрузочных районах, закреплённых за морским портом. Появление нового механизма регулирования перевалочных работ не только позволит улучшить экологию и повысить безопасность, но также даст толчок к развитию портовой инфраструктуры.
Инициатива внесения поправок в Кодекс торгового мореплавания и другие акты, регулирующие передачу грузов за пределами морских портов, реализуется по поручению Президента РФ. По мнению экспертов, концентрация погрузочных работ в пределах порта создаст благоприятные условия для реализации Стратегии развития морской портовой инфраструктуры РФ, рассчитанной до 2030 года (приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 30 июля 2010 года №167 «О создании рабочей группы по разработке Стратегии развития морских портов Российской Федерации»). В числе приоритетов, перечисленных в документе, - увеличение портовых мощностей и обеспечение эффективного развития портовой инфраструктуры, создание условий, повышающих конкурентоспособность отечественных морских портов, совершенствование государственного управления в сфере морского портового хозяйства и другие. «Для государства и морских администраций сегодня основной задачей является добиться, чтобы груз попадал непосредственно в терминал», — считает президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.
Масштабная модернизация береговых сооружений, предусмотренная стратегией, идёт полным ходом, и есть положительные примеры реализации крупных проектов. В этом году ГК «Дело» ввела в эксплуатацию новый глубоководный причал №40А зернового терминала КСК в Новороссийске, активно функционирует Усть-Лужский контейнерный терминал и порт Бронка, запланировано расширение терминала НЛМК в Туапсе.
К 2025 году производственная мощность морских портов страны должна превысить 1,3 миллиарда тонн
Согласно Комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, к 2025 году производственная мощность морских портов страны должна превысить 1,3 миллиарда тонн. Что касается динамики, прирост мощности к 2022 году составит 45 миллионов, к 2023-му — 125, а к 2024 году — 44 миллиона тонн.
Эксперты считают, что введение нового закона позволит получить и ряд дополнительных эффектов. В частности, по мнению Павла Иванкина, отказ от рейдовой перевалки грузов даст возможность государству контролировать качество экспортируемой продукции. Прежде всего зерна, которое является основой несырьевого неэнергетического экспорта России. Введение поправок может ускорить развитие портовой инфраструктуры за счёт роста инвестиций со стороны крупных, прежде всего агропромышленных, компаний в строительство терминалов.
Экологический аспект проблемы не менее важен. По мнению председателя общественного совета при Минприроды Александра Закондырина, было бы целесообразно ввести полный запрет на рейдовую перевалку грузов в пределах внутренних вод России. Попадание в акваторию угольной пыли и удобрений во время перегрузочных работ — всего лишь одно из возможных негативных последствий такого способа погрузки, считает эколог. По словам Закондырина, проблема также в том, что зачастую подобные работы ведутся экипажами низкой квалификации с несоблюдением технологических норм, во время неблагоприятных погодных условий возрастает опасность столкновения судов. Такие риски увеличиваются с каждым годом — вместе с ростом объёмов рейдовой перевалки. Так, по данным ФГУП «Росморпорт», объём рейдовой перевалки наливных грузов в морских портах России в 2020 году увеличился до 99,43 миллиона тонн.
Примечательно, что подобные работы до сих пор не регулировались на законодательном уровне, поэтому участники рынка имели возможность пренебрегать экологическими нормами и вопросами безопасности ради экономии издержек.