Антон Кульбачевский: «Под охрану могут взять даже отдельное дерево»
Руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Антон Кульбачевский в интервью BFM.ru рассказал о том, какие усилия предпринимаются в российской столице для сохранения уникальных природных объектов.
Минувшим летом мэр Москвы Сергей Собянин подписал решения о создании 18 новых особо охраняемых природных территорий. Сегодня количество таких территорий увеличилось до 142, они занимают свыше 19 тысяч гектаров, или 7,5% территории города. Что представляют собой эти территории?
Антон Кульбачевский:
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) — это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Они изъяты полностью или частично из хозяйственного использования, для этих территорий установлен режим особой охраны. При этом они не являются закрытыми. Жители и гости столицы могут совершать там прогулки, заниматься спортом и отдыхать, соблюдая, конечно, определенные правила. Например, разводить огонь можно только в специально отведенных и оборудованных местах — мангальных зонах. Правда ли, что под охрану могут взять, например, один дуб?
Антон Кульбачевский:
Одним из видов особо охраняемых природных территорий являются памятники природы — природные объекты, имеющие важное научное, историческое, культурное или эстетическое значение. Их потеря стала бы невосполнимой. Такими объектами в Москве часто становятся даже отдельные деревья, например, очень старые дубы. Статус такого памятника присваивается объекту специальным постановлением Правительства Москвы, и, как правило, утверждаются границы памятника природы. Так, в природно-историческом парке «Кузьминки-Люблино» подобный статус памятника природы получил «Петровский дуб» — старинное дерево возрастом более 200 лет. Какие программы помогают увеличить количество зеленых насаждений в городе?
Антон Кульбачевский:
У нас есть несколько постоянно действующих акций и программ: «Миллион деревьев», «Наше дерево», программа компенсационного озеленения Москвы, а также программа благоустройства «Мой район». Все вместе они дают колоссальный прирост зеленых насаждений в столице. Так, за последние годы деревья вернулись на Садовое кольцо, на ряд центральных улиц, в том числе Тверскую улицу и Кутузовский проспект. По программе «Наше дерево» саженцы высаживают как раз на природных территориях. Есть ли какие-то особые требования к таким посадкам, например — к отбору пород деревьев?
Антон Кульбачевский:
На старте проекта было выбрано 9 пород: липа, клен, рябина, дуб, ива, сосна, ель, яблоня и груша. При выборе породного состава деревьев, которые высаживаются на природных территориях, учитывались экологические факторы и функции насаждений, а также состояние почвы, ее плодородие, влажность и количество солнечного света. Все работы по транспортировке, посадке и дальнейшему уходу за деревьями осуществляются специализированными организациями исключительно с учетом требований законодательства об особо охраняемых природных территориях в городе Москве. Вы следите не только за растениями, но и за животными. Какие редкие животные были выявлены в Москве за последние несколько лет?
Антон Кульбачевский:
Животные — один из маркеров состояния окружающей среды. В прошлом году специалисты зафиксировали на природных территориях более 40 видов краснокнижных птиц и более 10 видов млекопитающих. Из редких животных были замечены горностай, заяц-русак и заяц-беляк, черный хорь, лесная куница. Если мы говорим о птицах, то это широконоска, чирок-свистунок, канюк, чибис, вальдшнеп, лысуха и другие. В 2020 году обнаружены виды, которые считались исчезнувшими в Москве: серая утка и осоед. Редкие виды флоры и фауны находятся под охраной?
Антон Кульбачевский:
Конечно, да. Есть Красная книга Москвы, в ней содержатся сведения о распространении, численности, особенностях обитания в условиях города Москвы, мерах по сохранению или восстановлению на территории города редких, находящихся под угрозой исчезновения и уязвимых диких животных, дикорастущих растений и грибов. Вскоре планируется переиздание Красной книги Москвы.