Рамблер
Все новости
В миреНовости МосквыПолитикаОбществоПроисшествияНаука и техникаШоу-бизнесВоенные новостиАналитикаИгры
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

Более 30 дымовых труб СГК оснастит системами непрерывного мониторинга выбросов

До 2029 года СГК оснастит более 30 дымовых труб системами непрерывного мониторинга выбросов. Это позволит в режиме онлайн получать доступ к информации о выбросах каждой ТЭЦ или ГРЭС с различных платформ и устройств. Об этом главный эколог — заместитель технического директора СГК Константин Кушнир рассказал на площадке Международного форума технологического развития «Технопром-2021». Власти также заявили о намерении далее развивать систему стационарных постов наблюдения за состоянием воздуха.

Датчики на трубах станций СГК

СГК внедряет системы непрерывного мониторинга выбросов на трубах станций компании. В рамках пилотного проекта датчиками контроля за выбросами оснастили 4 трубы на красноярских ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3.

На первом этапе, за 2020–2021 годы, инвестиции составили 150 млн рублей, сообщил Константин Кушнир в ходе дискуссии о проблемах экологии городов (видео — по ссылке).

По его словам, для оснащения датчиками контроля всех труб потребуются вложения на порядок больше: общие затраты составят 1,5 млрд рублей. Всего до 2029 года стоит задача оснастить подобными системами более 30 труб генерирующих предприятий СГК.

«Есть законодательно определенные сроки, и мы в любом случае их выполним. До 2029 года на всех трубах, где необходимо, установим такие системы. И предоставим онлайн-доступ на всех существующих платформах. Объективный и оперативный доступ к информации из первых уст — это приоритет, за этим будущее», — отметил главный эколог СГК.

Константин Кушнир: до 2029 года СГК установит датчики онлайн-контроля на всех трубах станций, где это необходимо

Задача систем мониторинга — непрерывно отбирать пробы дыма внутри труб. Система должна фиксировать и выводить на экран в режиме онлайн 10 параметров отходящих дымовых газов. Это химические параметры — содержание кислорода, угарного газа, оксидов серы и азота, диоксида азота, а также физические — влажность, температура, расход газов, запыленность и давление в трубе.

Безусловно, это полезно, если компания оснастит датчиками контроля трубы генерирующих предприятий, но вопрос в уровне доверия горожан к данным мониторинга, отметил в ходе дискуссии министр природных ресурсов и экологии Новосибирской области Андрей Даниленко.

«Есть люди, которые приходят к врачу и зачастую лучше знают, как себя лечить. Экология — это тоже такая тема, в которой «понимают» все лучше, чем эксперты, — посетовал министр. — Хотелось бы, чтобы, когда мы говорим о состоянии атмосферного воздуха, о применении того или иного вида топлива на станциях в теплоэнергетике, рассуждали об этом не только граждане со своими мнениями и предпочтениями, а чтобы была профессиональная оценка. В Новосибирске такие возможности и есть — от академических институтов до лабораторий. Главное, чтобы СМИ к этим источникам обращались».

На фото: Андрей Даниленко и председатель комитета охраны окружающей среды мэрии Новосибирска Мария Сидорова

Будет ли развиваться государственный мониторинг выбросов

На сегодня основной источник информации о выбросах в регионах — сеть стационарных постов Росгидромета.

Начальник регионального подразделения ведомства — Западно-Сибирского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УГМС, ведет мониторинг по Республике Алтай, Алтайскому краю, Кемеровской, Томской, и Новосибирской областям) Александр Люцигер рассказал, что в Новосибирске работает 10 постов. В других регионах их меньше. В целом стационарные пункты наблюдения за состоянием воздуха расположены далеко не во всех городах субъектов Западной Сибири, а в республике Алтай, их пока нет вообще.

«Сколько постов надо [Новосибирску] — оценка субъективная, но по сегодняшнему нормативу достаточно. Хотя мы все понимаем, что нет предела совершенству. Наиболее загрязненным регионом у нас считается Кемеровская область, где много предприятий добывающей и перерабатывающей промышленности, рассказал Александр Люцигер. — Там работает 8 постов мониторинга по программе трех отборов в сутки 6 дней в неделю. В Новокузнецке имеется также своя лаборатория мониторинга загрязнения атмосферного воздуха и воды».

На фото: Александр Люцигер

Тем не менее Андрей Даниленко отметил, что видит актуальность развития системы стационарных постов в Новосибирске — как в самом крупном муниципальном образовании Западной Сибири. Он не уверен, что существующая система полностью репрезентативна: «Посты бывают для измерения вдоль магистралей и внутри жилой застройки. Большая часть постов расположена вдоль магистралей. С учетом этого можно сказать, что система мониторинга в Новосибирске точно не занижает показатели, скорее, завышает. Но это не более чем экспертная оценка, которая нуждается в проверке. Поэтому появление еще пары-тройки круглосуточных постов позволило бы нам адекватно оценивать ситуацию. Надеюсь, что, объединив усилия, добьемся, чтобы дополнительные посты появились».

Министр напомнил, что Новосибирск в 1997 году покинул перечень городов с самым высоким уровнем загрязнения воздуха. С тех пор качество воздуха в городе, по его оценке, улучшилось в три раза. Эффект дали прежде всего такие мероприятия, как газификация частного сектора и улучшение систем очистки ТЭЦ.