Экологи: строительство угольного порта в Ленобласти угрожает людям и нерпам: Статьи экологии ➕1, 16.08.2021
Угольный комплекс АО «Восточный порт» в Приморском краеФото: Юрий Смитюк / ТАСС
Ранее мы уже рассказывали о том, что компания «Приморский УПК» собирается построить вблизи жилых домов городского поселения Приморское Выборгского района порт для перегрузки угля и отправки его на экспорт. Местные жители опасаются, что угольная пыль вызовет у них легочные и онкологические заболевания.
На этой неделе Центр экспертиз «ЭКОМ» опубликовал результаты общественной экологической экспертизы порта. Эксперты со ссылкой на письмо Санкт-Петербургского центра гидрометеорологии сообщают, что на месте строительства в полтора раза превышена предельно допустимая концентрация бензапирена — углеводородного соединения, отнесенного к первому классу опасности: самому опасному типу химических веществ, которые в объеме до 500 миллиграмм на кубометр воздуха могут убить человека. Источник бензапирена в письме не указан, говорят в «ЭКОМе» — и делают предположение: его выбросы — результат деятельности располагающегося неподалеку нефтеналивного порта. При этом, согласно СанПиНам, в местах, где уже превышены ПДК, нельзя строить промышленные объекты, загрязняющие окружающую среду.
«Приморский УПК» уверяет, что компания вместе с Санкт-Петербургским горным университетом разработала технологию полностью закрытой перевалки, транспортировки и хранения пылящих грузов. Но экологи, ознакомившись с проектом, считают, что обещания «непыльной работы» порта расчетами не обоснованы. Фоновые концентрации пыли каменного угля не прописаны в программе инженерно-экологических изысканий, общая с действующим портом санитарно-защитная зона не установлена, нет оценки рисков для населения с учетом всей совокупности выбросов, указывают эксперты.
«Пыль при перевалке все равно будет, — говорит руководитель Центра „ЭКОМ“ Александр Карпов. — Большая ее часть попадет в атмосферу в ангарах порта и при погрузке на суда. Выбросы из закрытых помещений нужно очищать, а оборудование, предложенное в проекте, с этой задачей не справится».
Он также отмечает, что проект вообще не описывает технологию транспортировки угля за пределами промплощадки, а железнодорожная перевозка будет осуществляться в том числе через жилой район Гражданка Санкт-Петербурга, город-спутник Мурино и множество населенных пунктов Карельского перешейка.
«Насколько это будет безопасно, неясно», — отмечает Александр Карпов.
В июле 2017 года в интервью «РИА Новости» бывший заместитель гендиректора ООО «Управляющая портовая компания» Ирина Ольховская сообщила о том, что ни один крупный угольный порт в мире не использует полностью закрытую технологию перевалки и хранения угля, так как это небезопасно из-за угрозы возгорания топлива. Добавим: угольная пыль может вызывать пневмокониозы — в легких образуется рубцовая ткань, что приводит к повреждению органов. С 2017 года в Госдуме и правительстве РФ регулярно обсуждают запрет на открытую перевалку угля, но он пока не введен в России.
В нескольких километрах от будущего порта находится заказник «Березовые острова» площадью 53,6 тыс. га. Там охраняют десятки видов птиц, краснокнижную балтийскую кольчатую нерпу и сотни краснокнижных растений. В его акватории, указывают эксперты «ЭКОМ», планируют организовать новую якорную стоянку.
«Это прямо противоречит режиму заказника. А рекомендуемые пути подхода к порту „порубят“ лед, на котором зимой обустраиваются и рожают маленьких щенят нерпы. Их и так становится все меньше. Еще жертвой строительства порта станут локальные популяции краснокнижных растений, среди них — прибрежноводная частуха Валенберга, которая выжила только в российской акватории Балтики», — говорит эксперт.
«ЭКОМ» направит свое заключение в Росприроднадзор, Главгосэкспертизу РФ, правительство Ленобласти, властям Выборгского района и Приморского городского поселения, в минтранс и, конечно, самому «Приморскому УПК».
Открытая перевалка угля в морском портуФото: iStock
Также в мае «ЭКОМ» и местные жители из инициативной группы «Против порта» подали в суд на Росприроднадзор за одобрение проекта порта, который, по версии экспертов, не проходил общественные слушания (по их словам, слушания были по предыдущей версии проекта в 2019 году). В «Приморском УПК» Plus-one.ru ранее заявляли, что первоначальный проект после слушаний не изменился, поэтому новые встречи с жителями проводить не нужно.
В пресс-службе минприроды РФ на вопрос Plus-one.ru о рисках для заказника «Березовые острова» и нерп ответили, что природным объектом заведует правительство Ленобласти, и попросили их дать разъяснения нашему порталу.
Там нам сообщили, что у комитета региона по природным ресурсам нет сведений от «Приморского УПК» о строительстве якорной стоянки в акватории заказника «Березовые острова», а лежбище нерпы находится с противоположной от порта стороны заказника, на мелководьях его западной части. По заявлению же самого заказника, нерпы размножаются к юго-западу от архипелага — именно там, как указывают эксперты, будут проходить суда.
Что касается перевозки угля, то в пресс-службе областного правительства заявили — это вопрос к федеральным органам власти. Зато пообещали, что комитет госэконадзора Ленобласти будет контролировать концентрации бензапирена в районе деятельности «Приморского УПК».
Пресс-служба компании и глава администрации Приморского городского поселения Евгений Шестаков на запросы Plus-one.ru, высланные еще 7 июля, не ответили. Напомним, согласно закону о СМИ, они были обязаны сделать это в семидневный срок.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Владимир Хейфец
]]>