Войти в почту

Докатились: электросамокаты — экологичное будущее или опасный транспорт?

https://ecosphere.press

Девушка едет на электросамокате по Пушкинской набережной в Москве. Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Доступная роскошь

Службы проката электросамокатов (кикшеринг) — свежий и модный тренд в мегаполисах мира. Хотя предшественники нынешних моделей — «автопеды» — появились примерно 100 лет назад, лишь в 2010-е недешевый гаджет по-настоящему «захватил улицы». Бешеная популярность пришла к электросамокатам лишь в последние 4 года. За это стоит сказать спасибо калифорнийскому стартапу Bird, запустившему в 2017 году сервис дешевой аренды электросамокатов в Санта-Монике. Девиз компании: «Объезжайте пробки и сокращайте выбросы СО2» обозначил решение двух главных проблем городского транспорта. Услуга оказалась настолько востребованной, что всего лишь за год Bird взлетела на уровень «компании-единорога» с оценкой более $1 млрд., а множество стартапов по всему миру загорелись идеей повторить этот путь к успеху.

Почтальоны на самокатах, 1911-17. Фото: loc.gov

Схема работы таких сервисов примерно одинакова: вы скачиваете приложение, активируете с помощью QR-кода самокат и оплачиваете катание по времени. Простота и дешевизна услуги, скорость (некоторые модели способны достигать скорости до 100 км/ч) и привлекательный вид самого гаджета быстро покорили сердца горожан.

Но продвинутый житель мегаполиса хочет быть верен принципам экологичности и устойчивости. И маркетологи сервисов кикшеринга, спешат заверить нас, что предлагают не просто городской аттракцион, а общественный транспорт будущего — экологичный и безопасный с точки зрения социальной дистанции в эпоху пандемии. Но, как и прочие заявления маркетологов, подобная однозначность вызывает подозрения. Особенно, учитывая тот факт, что новое средство передвижения уже доказало свою недружелюбность по отношению к пешеходам. Электросамокаты стали причиной множества травм, а брошенные после катания гаджеты образуют завалы на пешеходных путях, попадают в реки и зачастую оказываются на свалках, не отработав и половины своего гарантийного срока.

За 4 года Bird успел открыть филиалы во многих странах Северной Америки и Европы. Фото: Bird

Проезд закрыт

В начале лета 2021-го в Москве и Санкт-Петербурге начали вводить новые требования относительно электросамокатов: появились обязательные ограничения скорости на оживленных улицах, а некоторые зоны и вовсе закрылись для самокатчиков. В Москве кикшеринговым компаниям запретили держать крупные парки самокатов, более 10 тыс. гаджетов. В западных странах этот путь прошли на несколько лет раньше России.

В 2018 году волна недовольства наводнившими города самокатами прокатилась по Америке — в Санта-Монике, Сан-Франциско, Милуоки и Индианаполисе сначала вводились запреты на кикшеринг, а позже появлялись новые законы, регулирующие их движение. Сейчас в США на электросамокате запрещено перемещаться по тротуару, а скоростные и возрастные ограничения могут различаться в разных штатах. Годом позже подобные правила были введены во многих странах Европы и в Латинской Америке. Итог один: электросамокаты постепенно уходят из оживленных частей мегаполисов и из прогулочных зон, а сервисы кикшеринга становятся востребованы уже не как услуга для туристов и праздных фланеров, а как возможность для занятых горожан быстро, в обход пробок добраться до работы или учебы.

Девушки на самокатах на Москворецкой набережной. Фото: Павел Бедняков / РИА Новости

Собственно, в этом и заключается главный экологический подвиг этого сервиса — жители городов пересаживаются на самокат с такси и автомобилей, в разы снижая свой углеродный след (1,5 км езды на самокате приводят к выбросам около 200 грамм СО2 в атмосферу, что примерно в два раза меньше, чем углеродный след обычного автомобиля).

Люди регистрируются через мобильное приложение для использования электросамоката на Пушкинской набережной в Москве. Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Вопрос экологии

Но не все так просто: хотя сами самокаты и производят куда меньше вредных выбросов, чем автомобили или мопеды, если копнуть поглубже, за ними тоже тянется весьма внушительный карбоновый след.

Вредные выбросы в атмосферу образуются как при изготовлении электросамокатов (разработка алюминия и плавильное производство требуют больших затрат энергии и воды, серьезный вред планете наносит и производство литий-ионных аккумуляторов), так и при их транспортировке (чаще всего из Китая). Ежедневное обслуживание прокатных электросамокатов тоже добавляет серьезную долю CO2 — отработавшие в течение дня разрядившиеся гаджеты необходимо вечером собрать и отвезти на подзарядку, и как правило этим занимаются крупногабаритные автомобили.

Исследование, проведенное в 2019 году в Университете Северной Каролины, показало, что топливные затраты на 1 км транспортировки самокатов для подзарядки превышают аналогичные показатели для обычного автобуса (не говоря уже про электроавтобусы, которые сейчас становятся все популярнее в мегаполисах). Под давлением экоактивистов кикшеринговые компании попытались найти «зеленое» решение этой проблемы — сейчас сервис Lime привлекает волонтеров для самостоятельного сбора и подзарядки самокатов — за это они получают «право первой ночи» при аренде через приложение. Но пока не похоже, чтобы желающих принять участие в этой затее было очень много — волонтеры жалуются, что местоположение самокатов с разряженной батареей далеко не всегда отображается точно, и поиски становятся небезопасной затеей, когда они проходят в неблагополучных и темных районах города. Кроме того зарядные устройства волонтерам приходится покупать самим, и счета за электричество им тоже никто не оплачивает.

Заснеженные самокаты в Сочи. Фото: Артур Лебедев / РИА Новости

Но если для проблемы подзарядки самокатов в перспективе можно найти решение — в конце концов кикшеринговые компании могут обзавестись экологичными электро-пикапами — остается другой, куда более серьезный вопрос: утилизация. Кикшеринговые компании не разглашают информацию, сколько удается сохранить в рабочем состоянии самокат, используемый для ежедневной аренды. По данным the Wall Street Journal в Сан-Франциско от 200 до 650 самокатов были украдены или необратимо испорчены только в первые две недели после запуска кикшерингового приложения в городе. В журнале Quartz в 2019-м году был опубликован анализ открытых данных кикшеринговых компаний Lime и Bird в Луисвилле, Кентукки: результаты показали, что в среднем жизненный цикл электросамоката, сдаваемого в аренду в городе, составил 1 месяц!

Кикшеринговые компании ответили тем, что добавили в свои парки новые более крепкие модели — способные «продержаться» до года, а также запустили приложения со специальным программным обеспечением, которое позволяет продлить жизнь гаджету, защищая его от падений.

Несмотря на все эти усилия далеко не всем самокатам суждено прожить долгую жизнь и завершить свое существование достойно — будучи переработанными по всем правилам утилизации. В США этот процесс тоже пытаются законодательно урегулировать: многие города не выдают лицензию кикшеринговым компаниям до того, как те предоставят план экологичного использования оборудования, включая подробную информацию об утилизации. Но даже в самых экологически продвинутых городах мира оказалось невозможно застраховаться от того, что часть прокатных самокатов заканчивает свой век в канавах и реках. Например, в июне в Кельне водолазы обнаружили около 500 электросамокатов на дне Рейна. Кикшеринговые компании, действующие в городе, объединились, чтобы помочь поднять этот опасный для экологии «груз» со дна реки. Однако непонятно, сколько еще других подобных гаджетов, остается в городских реках по всему миру.

Главная проблема же связана с тем, что аккумуляторы электросамокатов не приспособлены к длительному пребыванию в воде — через некоторое время литий может начать выделяться в воду. В числе самокатов, которые были извлечены со дна Рейна, были те, что сочились «липкой жидкостью». К счастью, исследования речной воды в Кельне не показали превышения уровня загрязнения, но и времени с момента появления кикшерингового сервиса прошло пока не так много — он существует с 2019-го года.

Будущее кикшеринга

Что ждет прокат электросамокатов в будущем? Этот вопрос вызывает массу споров у экологов и урбанистов — да, об экологичности кикшеринговых сервисов сейчас можно говорить довольно условно, но это еще совсем новый вид городского транспорта, который постоянно совершенствуется.

Достаточно вспомнить, какие протесты вызывали велосипедисты на улицах городов не только в XIX веке, но даже в 1987 году, когда в центре Нью-Йорка запретили их использование в будни с 10 до 16 часов. Ясно одно: горожане на арендованных самокатах — это новый факт, и городам придется как-то встраивать их в транспортную систему, создавать больше дорожек для двухколесных средств передвижения, вводить новые законодательства, и, в том числе, контролировать экологические стандарты кикшеринговых платформ. Пока этого не произошло, рано говорить о каких-то серьезных преимуществах электросамокатов с точки экологической устойчивости — пешеходы, велосипедисты, пассажиры метро и электробусов уверенно лидируют в этом вопросе. 

Люди фотографируются на электросамокатах на Пушкинской набережной в Москве. Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Никто не спорит, что в некоторых западных мегаполисах этот вид транспорта стал «зеленой» альтернативой автомобилям. Например, в Портланде, США до 36% пользователей кикшеринговых сервисов выбирают их вместо личного автомобиля. Но гораздо большее число самокатчиков в городах Европы и Австралии иначе бы предпочло пройтись пешком, прокатиться на велосипеде или воспользоваться общественным транспортом. В России, где цены на каршеринг и аренду электросамокатов вполне сопоставимы, тем более преждевременно говорить об электросамокате как радикальной альтернативе автомобиля.

Скорее всего, электросамокату определена куда более скромная роль в экологичной жизни мегаполиса, чем та, о которой заявляют кикшеринговые платформы. Арендованный самокат может стать идеальным связующим звеном для того, чтобы обеспечить доступ к остановкам метро, автобуса или электрички из удаленных городских кварталов — то, что в США назвали правилом «первой и последней мили» — своего рода веселым приключением в начале и в конце трудового дня.

Экосфера - Новости экологии, экспертное мнение, интервью и экологическая практика.