Минсельхоз разработает правила ликвидации скотомогильников
В России насчитывается более 9 тысяч бесхозных скотомогильников — они не принадлежат ни местным властям, ни каким-либо организациям. Чтоб не допустить распространения опасных инфекций, таких, как сибирская язва, в Минсельхозе предложили разработать правила эксплуатации и ликвидации скотомогильников и создать для них федеральный реестр. Также в единой системе могут учесть тех, кто занимается утилизацией биологических отходов. Соответствующий законопроект опубликован на портале проектов нормативных актов Правительства, его публичное обсуждение продлится по 8 июля.
Дырок быть не должно
По данным Минсельхоза, скотомогильников и биотермических ям, в которых обезвреживают и утилизируют останки животных, в России сейчас около 14 тысяч, из которых 46 процентов — действующие. В министерстве считают, что такие места могут нести угрозу биологической безопасности.
Утечки уже случались. Так, в 2016 году на Ямале зафиксировали вспышку сибирской язвы среди оленей. Предполагают, что из-за потепления оттаял скотомогильник, куда много лет назад сбрасывали заражённых животных, и олени набрели на это место. Когда в северных районах были вспышки эпидемий, животных закапывали, и они сохранялись в вечной мерзлоте долгие годы, пояснял ранее «Парламентской газете» и.о. заместителя директора Института географии РАН Николай Осокин. А сейчас мерзлота протаивает с каждым годом всё больше.
Осложняется ситуация и тем, что многие скотомогильники вообще бесхозные. Они постепенно разрушаются, и есть риски, что вредные вещества попадут в почву, сказал «Парламентской газете» депутат Госдумы от Свердловской области Максим Иванов. При этом рядом могут быть сельскохозяйственные земли.
Самые же опасные скотомогильники — с сибирской язвой. В целом по России на конец 2019 года было 9469 бесхозных захоронений, из которых 1499 — с сибирской язвой. Ещё 1694 таких скотомогильника имеют хозяина, сообщили депутату в головном офисе Россельхознадзора. При этом порой муниципалитетам и регионам не хватает ни полномочий, ни денег, чтобы полноценно заниматься такими сооружениями, хотя есть технологии, чтобы укреплять их и обеззараживать, сказал Иванов.
Скотомогильники и биотермические ямы должны быть полностью защищены, чтобы в почву не попадали опасные вещества, отметил глава Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Алексей Майоров. Сейчас такие есть, но возникает ещё одна проблема — безответственность некоторых животноводов. «Зачастую, особенно в мелких хозяйствах, отходы просто закапывают, а потом у нас возникают вспышки различного рода инфекций, заболеваний», — отметил сенатор.
Деньги, полномочия и цифровой контроль
По мнению парламентариев, законопроект, разработанный Минсельхозом, может помочь навести порядок в этой сфере. Согласно тексту документа, министерство должно разработать отдельные ветеринарные правила по эксплуатации и ликвидации скотомогильников и биотермических ям, чтобы не дать распространиться инфекциям, опасным и для людей, и для животных. Кроме этого, каждое такое место внесут в Федеральную государственную информационную систему в области ветеринарии. Вести единый реестр будет Россельхознадзор.
Чёткие правила и полномочия позволят регионам и муниципалитетам выделять деньги на ликвидацию и рекультивацию скотомогильников на законном основании, не опасаясь, что против их глав возбудят дело о нецелевом использовании средств или превышении должностных полномочий, считает Иванов. Он отметил, что ко второму чтению законопроекта, если его примут в первом, нужно будет обсудить вопросы финансирования. Сейчас в пояснительной записке сказано, что деньги из федерального бюджета не понадобятся.
«Приведу пример. Мы дали муниципалитетам полномочия по обращению с бродячими собаками, в том числе их отлову, стерилизации. Но у муниципалитетов денег нет, поэтому субъекты изыскивают эти средства и ведут переговоры с федеральным центром, чтобы подкрепить полномочия финансированием. Мы должны добиваться, чтобы это не повторилось со скотомогильниками», — сказал депутат.
В Минсельхозе также предложили уточнить, что именно считается биологическими отходами. Конкретный список утвердит Правительство. К биоотходам будут относить только то, что перечислено в списке и в самом законе, например ткани, которые ветеринарный врач вырезал у больного животного, или останки умерших зверей. Сейчас понятие слишком расплывчатое, из-за чего у владельцев животных и компаний-утилизаторов возникают сложности, отметили в Минсельхозе. Кроме этого, тех, кто собирает, утилизирует и уничтожает биологические отходы, добавят в федеральную ветеринарную информационную систему. Это коснётся организаций, индивидуальных предпринимателей, руководителей крестьянско-фермерских хозяйств и владельцев личных подсобных хозяйств.