Режим повышенной готовности из-за радиации ввели под Петербургом — за пару дней до чемпионата Европы

Деревня Кузьмолово Всеволожского района находится в десяти километрах от кольцевой автодороги Петербурга. До Крестовского острова, где в эти выходные стартует чемпионат Европы по футболу, ехать около часа. И вот меньше чем за неделю до «Евро» получено сообщение о режиме повышенной готовности.

Режим повышенной готовности из-за радиации ввели под Петербургом — за пару дней до чемпионата Европы
© BFM.RU

Соцсети и СМИ эта новость взбудоражила. Областное правительство отмечает, что превышения радиационного фона в Кузьмолове нет, никаких бочек с радиоактивными веществами — тоже. Согласно этим данным, ситуация не опасна для жителей, решение о режиме повышенной готовности — чисто техническое. Но вот глава администрации Всеволожского района Андрей Низовский в разговоре с «Коммерсантъ — Петербург» сообщил, что опасные вещества все-таки есть. И что их утилизация может обойтись в 6 млрд рублей. Раньше предприятие «Прикладная химия», или ГИПХ, было градообразующим. В советские времена оно занималось производством химических материалов для оборонного и ракетно-космического комплекса. Сейчас дело даже не в самом институте, а в радиационном комплексе, который был на его территории. Как сообщил питерской «Комсомольской правде» один из представителей ГИПХ, уже более 30 лет этот комплекс не действует, но числится в реестре объектов особого назначения. Там теоретически может быть радиационное загрязнение. Около полугода назад ГИПХ превратился из государственного предприятия в акционерное общество — за исключением этого радиационного комплекса, который по закону приватизировать нельзя. Комментирует журналист новостного портала 47 news Юлия Гильмшина:

Юлия Гильмшина журналист новостного портала 47 news «Возник юридический спор, кому теперь охранять опасные вещества и радиационные отходы. В Росимуществе считают, что в их зону ответственности не входит осуществление таких полномочий, а акционерное общество «Прикладная химия», которое еще недавно было государственным предприятием, заявляет, что тоже уже не обязано охранять этот радиационный цех. Из-за того что никак не могут определиться, кому быть крайним в этой ситуации, собственно, и ввели режим повышенной опасности, чтобы, как нам объясняют местные власти, что-нибудь такое не случилось, потому что кто-то отвечать все-таки должен. Видимо, решили региональные власти за это нести ответственность какое-то время».

В середине 2010-х годов это предприятие уже попадало в ряд скандалов. В частности, в 2013 году работники института обращались к президенту и жаловались, что гендиректор ГИПХ Александр Шаповалов за семь лет руководства распродал вверенное ему государственное имущество и загубил все, что десятилетиями создавали ученые и разработчики. Позже Шаповалова обвинили в мошенничестве в особо крупном размере. Приговорили к десяти годам лишения свободы. Но он скрылся из-под домашнего ареста. Затем ГИПХ возглавила Елена Козлова, до этого занимавшая должность заместителя гендиректора института. Она заявила местным СМИ, что предприятие не имеет отношения к территории, где был объявлен режим повышенной готовности. При этом пояснить, что именно находится в Кузьмолове, она отказалась. Кто в такой ситуации, после смены формы собственности, должен охранять опасные объекты? Комментирует управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» Федор Трусов:

Федор Трусов управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» «Если этот объект не подлежит приватизации, то, конечно же, отчуждению не подлежит. Поэтому они как были, так и остаются государственной собственностью. Есть вещи, изъятые из оборота. То, что связано с радиацией, с атомной энергетикой, не подлежит изъятию. Но, скорее всего, это некий, скажем так, комплекс процедур. И местные чиновники просто таким образом решили, что называется, прикрыть свою пятую точку. Чтобы сказать, что если что-то пойдет не так, то мы заранее побеспокоились, чтобы быть готовыми».

В Росимуществе на запрос Business FM ответили, что в декабре ФГУП «Российский научный центр «Прикладная химия» преобразовано в АО «РНЦ «Прикладная химия». 100% акций передано в госкорпорацию «Ростех». Сейчас Росимущество ведет работу с «Ростехом» по передаче в пользование «Прикладной химии» по договорам аренды. Но договор пока не подписан. Видимо, в этой ситуации власти не нашли ничего лучше, чем объявить чрезвычайное положение.