Москве грозит биологическая катастрофа
Жители столичного района Выхино долгое время пытаются решить локальную проблему, которая может в любой момент приобрести глобальные масштабы. Коллектор, пролегающий под Северо-восточной хордой, – один из крупнейших в Москве. В сутки через него проходит до трех миллионов кубометров (!) продуктов жизнедеятельности горожан. И если в какой-то момент от нагрузки и вибраций целостность коллектора будет нарушена, нечистоты мощным потоком вырвутся наружу. Без воды и канализации останется почти 45 % территории Москвы. Активист Николай Шалапинин явно обрадовался, что судьбой коллектора заинтересовались журналисты. По его словам, о проблемах с инженерным сооружением можно даже не говорить – достаточно подойти поближе. И действительно, как только мы отошли от метро «Выхино», в воздухе запахло крайне специфично. «А мы живем с этим. Мне кажется, большинство местных уже смирились с этой вонью, и это серьезная проблема: резонанс утихнет, и мы постепенно забудем о коллекторе. А в самый неожиданный момент произойдет настоящая биологическая катастрофа», – опасается Николай. Подземный коллектор обнаружить оказалось не так уж и сложно: огромная зеленая проплешина, которая идет вдоль хорды. Зеленый оазис на удивление снежной московской зимой мог бы порадовать глаз, но смрадный запах все портит. Как рассказал Николай, по генплану Москвы, датированному 2010 годом, строительство хорды предполагалось в другом месте. Но быстрее дороги там построили многоэтажки, и «лишней» земли не осталось. Поэтому территориально стройка и была перенесена. Произошло это уже при мэре Сергее Собянине. Обновленный проект стал достоянием общественности в декабре 2014 года. Сотрудники Мосгосэкспертизы его, конечно, одобрили, а в марте 2015 года проектную документацию утвердил тогдашний вице-мэр Москвы, ныне – вице-премьер российского правительства Марат Хуснуллин. Стало понятно, что при строительстве автотрассы пострадает любимый местными жителями исторический лесопарк «Кусково». Его сократили «всего лишь» на 12 гектаров. Благо, хоть Церковь успения Пресвятой Богородицы, построенная еще Федором Шереметевым в 1644-1646 годах, не «помешала». Последствия от постоянных вибраций во время стройки могут аукнуться далеко не сразу. Впрочем, внешний вид церкви теперь не столь ярок: вокруг нее теперь лишь серый асфальт, а находиться рядом с ней из-за загазованности достаточно трудно. Николай рассказал, что местные жители писали во все инстанции, чиновникам различных уровней и даже президенту, но ничего не сдвинулось с мертвой точки. Одним из тех, кто постоянно говорил о возможной катастрофе, был депутат Мосгордумы Олег Шереметьев. Он долгое время гнул оппозиционную линию, пока против него не возбудили уголовное дело. Активист Николай уверен, что «уголовное дело связано не с незаконными действиями Шереметьева». «Большинство местных считает, что его просто подставили, так как нужно было остановить его активную деятельность», – рассказал собеседник. Сам Шереметьев и сегодня не изменил свою точку зрения. Он по-прежнему утверждает, что проблемы района в скором времени могут стать необратимыми. «Когда хорда раздавит тоннели, это приведет к экологической катастрофе в масштабах всего столичного мегаполиса. Нельзя допускать этого. В результате разрушения коллектора может произойти затопление жилой застройки, парка-усадьбы Кусково, храма Успения в Вешняках кубометрами фекальных стоков, а жители Москвы, жизнедеятельность которых обеспечивает коллектор, останутся без канализации», – убежден экс-депутат. Против строительства Северо-Восточной хорды над коллектором с самого начала выступал заслуженный конструктор РФ, лауреат Госпремии СССР Глеб Васильев. Он не уставал говорить, что «техническое состояние коллектора таково, что строить в этом месте автомагистраль с потоком до 10 тысяч машин в час просто опасно». Кроме того, в 2016 году четыре академика из Российской академии архитектуры и строительных наук направили письмо тогдашнемуглаве Минстроя РФ Михаилу Меню, которого в 2020 году, напомним, арестовали по обвинению в крупных хищениях. Но беспокойства ни местных жителей, ни экспертов услышаны не были, и в сентябре 2018 года «выхинский» участок хорды был торжественно открыт, а письма возмущенных граждан так получали исключительно «отписки». Вновь про Северо-Восточную хорду вспомнили в 2019 году, когда в начале января в Тушинском тоннеле на Волоколамском шоссе провалился грунт на площади в 75 квадратных метров. В результате на стенке канала им. Москвы, проходящем над тоннелем, образовалась глубокая пробоина, через которую на проезжую часть хлынул поток воды с песком и илом. Как рассказал Николай, после этого ведомство неожиданно для всех решилось на проверки по СВХ. Минстрой РФ ответил на запрос Генпрокуратуры, официально заявив, что Мосгосэкпертиза должна была проверить проектную документацию СВХ на соответствие обязательным для исполнения положениям действующего СНиП 2.05.02-85 или СТУ (специальные технические условия). В СНиП сказано, что прокладка коммуникаций, в том числе канализационных коллекторов, возможна только под прямым углом с дорогами – и никаких дорог прямо над сетями быть не может. Документ подписан замминистра строительства Дмитрием Волковым. «Думаю, что после новости о Тушине, сильно изменили мнение об этой стройке. Люди не очень хотят за чьи-то ошибки потом расплачиваться. Как минимум своими постами», – рассказывает местный житель. Дальше ситуация стала вовсе комичной. Генпрокуратура поручила провести проверку местным прокурорам. Те, заявили, что никаких нарушений нет, хотя в ответе Минстроя они имеются. И теперь Генпрокуратура отвечает местным жителям, что никаких нарушений нет. Местные активисты к отпискам чиновников, кажется, успели привыкнуть и унывать не собираются. «Будем продолжать бороться. Мы это делаем не только для себя, но и для всех москвичей. Поймите, если пессимистичные прогнозы сбудутся, проблемы будут не только у нас. Нам всем их придется в прямом смысле расхлебывать. Поэтому сейчас нам всем важно предотвратить коллапс, чтобы потом не бороться с его ужасными последствиями», – говорит Николай.Фото: ФедералПресс / Артем Тутов