Европейский зеленый курс должен стать социально устойчивым
Консультант Еврокомиссии, Китая и многих других мировых лидеров по социологии и экономике Джереми Рифкин называет зеленый курс ЕС «третьей промышленной революцией» и уверен, что это путь к прогрессу и созданию множества рабочих мест.
Однако не все эксперты согласны с этим утверждением, и высказывают альтернативное мнение. К их числу относится итальянский юрист Сара Окчипинти, которая 30 декабря опубликовала свое мнение на юридическом портале altalex.com. в статье «Какие опасности таит в себе зелёная сделка?«
ИА REGNUM предлагает своим читателям познакомиться с мнением эксперта.
11 декабря 2020 на заседании Европейского Совета страны Восточной Европы, в первую очередь Польша, продолжали обсуждение целевых показателей выбросов до тех пор, пока не получили экономические гарантии для своих граждан, поскольку, в первую очередь, декарбонизация ударит по рабочим местам для 11 миллионов человек, занятых в высокоэффективных отраслях энергетики, в основном в Восточной Европе. Под угрозой находятся сталелитейный, химический, цементный, текстильный и автомобильный секторы.
Зеленая стратегия Европы предусмотрела в ней механизм «справедливого» перехода, который опирается на структурные фонды, программы софинансирования государств, займы в Европейском Инвестиционном Банке и деньги частных инвесторов, собранные в специальный Фонд InvestEu. Эти деньги будут использованы для выплаты пособий по безработице и программ переподготовки рабочих, пострадавших в результате перехода предприятий на нулевые выбросы.
В ближайшие несколько лет можно предвидеть, что проблема экономической и социальной справедливости будет сопровождаться политическими столкновениями на протяжении всего переходного процесса, выступая в качестве противовеса или палки в колесо «новой промышленной революции». В самом деле, призрак безработицы будет проблемой не только в Восточной Европе. Переход в цифровую экономику требует высококвалифицированной рабочей силы и рискует оставить многих работников вне «нового мира», если они не получат помощь в виде программы образования, обучения и повышения квалификации.
Смогут ли страны ЕС преодолеть социальный разрыв в доступе к цифровым инструментам или, как мы видим на примере пандемии, со временем возникнут новые беды, а старые усугубятся?
Продолжится ли прогресс без человеческих потерь или придется кого-то принести в жертву?
Еще одним поводом для беспокойства являются огромные объемы финансирования зеленой сделки через «зеленые» и социальные облигации. До сих пор нет прозрачности в том, как финансируются «зеленые» проекты. В некоторых исследованиях отмечается отсутствие четкой системы сертификации проектов и идентификации получателей. Таким образом, риск спекуляций остается очень высоким.
Кроме того, существует опасность того, что безуглеродное промышленное производство приведет к более высоким издержкам и, следовательно, приведет к наплыву продукции из неевропейских стран. Помимо инструментов (таких как налог на выбросы углерода), которые помогают ограничить ущерб, наносимый импортом, прежде всего потребуются торговые соглашения, чтобы ЕС смогло соответствовать своим углеродным целям.
В исследовании, опубликованном в журнале Nature, европейская зеленая сделка обвиняется в «экологическом лицемерии», потому что, хотя она продвигает программы, поддерживающие европейских производителей продуктов питания, при этом она продвигает импорт сельскохозяйственной продукции из менее развитых стран, таких как Бразилия. Риск заключается в том, что вырубка лесов в Амазонии осуществляется для того, чтобы справиться с дальнейшим увеличением спроса из Европы на сельскохозяйственную продукцию.
Наконец, что касается воздействия на климат, есть те, кто сомневается в целях зеленого курса. В самом деле, мероприятия ЕС по переходу на нулевые выбросы СО2 не будут эффективными, если ЕС не привлечет к сотрудничеству в этом направлении США и Китай. Европа производит только 9% мировых выбросов парниковых газов, и даже если он достигнет своей цели по нулевым выбросам к 2050 году, он все равно не сможет остановить глобальное потепление.
Зеленый переход, чтобы не стать социальной бомбой или поводом для финансовых спекуляций, должен сопровождаться политикой сохранения рабочих мест, обучения новым технологиям, защиты бедности (которая неизбежна), международными обязательствами. Экономическая устойчивость будет по-настоящему успешной только в том случае, если она будет идти рука об руку с социальной и общественной устойчивостью. Потому что настоящими главными действующими лицами заботы об экологии всегда могут быть только люди. Соглашение глав государств от 11 декабря представляет собой шаг к закону о климате, предложенному Еврокомиссией в марте 2020 года, который должен быть одобрен Еврокомиссией и Европейским Советом.
Закон о климате является важной частью стратегии перехода к нулевым выбросам, потому что впервые намерения в отношении климата станут юридически обязательными для всех государств-участников.