Камчатка будет избавляться от коррупционного лоббирования золотодобычи
Коррупционными методами решались, в том числе, и вопросы добычи золота в крае. Итогом стали многолетние нарушения экологии, уход рыбы из рек. Сейчас перед новым руководством полуострова стоит задача очистить Камчатку от коррупции, злостных нарушителей правил золотодобычи, а еще и от тонн опасных горнорудных отходов, которые угрожают рыбодобывающей отрасли и экологии.
Золото растет в цене. По данным главы Союза золотопромышленников России Сергея Кашубы, 2020 год закончится со средней ценой в районе 1870-1900 долларов за унцию, а в 2021-2022 годах средняя цена золота может составить 1950-2000 долларов за унцию. Правда, продержится цена недолго - по оценке специалистов, уже к 2025 году унция золота может стоить 1600 долларов.
На Камчатке в 2019 году в крае было добыто 6,35 тонн золота (112,8% от уровня аналогичного периода прошлого года). В частности, компания АО «Тревожное зарево», к чьим нарушениям, подтвержденным решениями судов, в последнее время приковано внимание СМИ (управляющая компания - Тrans-Siberian Gold (TSG), Англия) по итогам 2019 года извлекла из руды Асачинского месторождения 1,4 тонны золота.
Много это или мало? Из расчета 1392 доллара за унцию в 2019 году 1400 килограммов золота «Тревожного зарева» тянет на сумму около 62,7 млн долларов, это примерно 3,7 млрд рублей по среднему курсу доллара в 2019 году.
А сколько же «Тревожное зарево» отдало налогов в бюджет? Об этом генеральный директор TSG Александр Дорогов, рассказывая в СМИ о планах компании, даже не упоминает. Зато об этом знают экологи.
«Не они нам в бюджет платят, а мы еще умудряемся им платить, возвращаем НДС, налог на прибыль, - рассказывает Сергей Мылов, председатель Межрегиональных общественных организаций «Экологическая безопасность» и «Комиссия по противодействию коррупции». - «Сбор от предприятий данного вида деятельности имеет отрицательные значения», говорят налоговики. Например, за 2018 год поступление налогов от «Тревожного зарева» - 1 млрд 480 млн, а возмещение им 1 млрд 812 млн рублей, то есть еще и с прикупом. Работа мечты!».
Зато, видимо, хорошие суммы уходят за рубеж, ведь управляющая компания «Тревожного зарева» - английская.
А теперь посмотрим, для сравнения, что дает Камчатке рыба, ведь этот край всегда считался рыбным клондайком, а не золоторудным. В том же 2019 году рыбаки Камчатки добыли 1 миллион 554 тысячи тонн водных биоресурсов. Рыбокомпании вложили в развитие берегового рыбоперерабатывающего комплекса более 3 млрд рублей, создано 650 дополнительных рабочих мест.
По данным УФНС России по Камчатскому краю в консолидированный бюджет Российской Федерации рыбохозяйственными организациями и индивидуальными предпринимателями региона в 2019 году было перечислено 12,7 миллиарда рублей. И рыба - восполняемый ресурс! А при поддержке новым руководством во главе с губернатором Владимиром Солодовым рыбной промышленности на Камчатке она будет давать еще больше налогов в бюджет.
«Стоимость этого добытого золота несовместима с тем ущербом, который нанесен. А сравните с рыбодобывающими предприятиями, которые из года в год платят налоги и будут еще 40 лет платить! И дают людям работу. Ведь один рыбак, который работает на неводе, дает еще 5 рабочих мест – доставка, переработка, продавцы и так далее. А у золота конечный вариант - деньги. И вахтовый метод - ни о каком развитии или создании рабочих мест нет речи», - подчеркивает Сергей Мылов.
Кстати, нынешний губернатор Камчатки Владимир Солодов намерен добиваться закрытия золоторудных компаний, которые нарушают законодательство, в том числе потому, что краевой бюджет в большей степени пополняется от рыбного промысла и туризма, которым противоречит золотодобыча.
Тем временем, «Тревожное зарево» рапортует, что в 2017-2019 годах инвестировала в экологические мероприятия 351 млн рублей. А в этом году компания обещает направить на природоохранные мероприятия 82,5 млн рублей, сообщает пресс-служба компании. Но 2020 год уже подходит к концу, когда же «Тревожное зарево» собирается вкладываться в охрану природы? Да и на какую сумму уже был нанесен вред камчатской природе, лесу, почве, воде по сравнению с этими вложениями и по сравнению с ценой добываемого золота? Недаром Камчатка возвращается к доводу о том, что именно рыба, а не золото, должна быть в приоритете: рыбодобыча поднимает край, и это неисчерпаемый ресурс (если, конечно, его не убить опасными отходами, что происходит при грубейших нарушениях золотодобытчиков).
При том, что нарушения со стороны «Тревожного зарева» продолжаются. Недавно в СМИ было обнародовано заключение экспертов «КамчатНИРО», направленное в прошлом году в Северо-Восточное территориальное управление Росрыболовства, - в нем подтверждались факты, что, в частности, новый проект «Тревожного зарева», 25-я жила «Бумеранг», не соответствует природоохранным требованиям. Да и сейчас, в ходе золотодобывающих работ, «пруд-отстойник не обеспечивает даже суточного отстаивания штольневых сточных вод, и в итоге неочищенные стоки сбрасываются напрямую в русло ручья Иреда». Объем штольневых сточных вод компании уже в два раза превышает номинальную проектную производительность очистных сооружений компании.
Как подчеркивает Сергей Мылов, «факты того, что «Тревожное зарево» грубо нарушало законодательство, выявлены и подкреплены решениями судов и госорганов, а значит, не требуют каких-то дополнительных доказательств». В реку и землю уходят соляная кислота и цианиды: эколог поясняет, что эти вещества золотодобытчики используют при вытяжке золота из руды, но компании-нарушители, такие, как «Тревожное зарево», не очищают отходы, а просто сливают их в реки.
Кстати, в сентябре Сергей Мылов направил новые официальные письма губернатору Камчатки Владимиру Солодову, председателю комитета Законодательного собрания края по природопользованию, аграрной политике и экологической безопасности Роману Гранатову, а также в краевую прокуратуру и руководителям всех ассоциаций рыбодобывающих предприятий о новых нарушениях золотодобывающих предприятий. Он намерен добиваться приостановления деятельности «Тревожного зарева» как явного нарушителя законов и впоследствии лишения компании лицензии.
Первое столкновение интересов экологов и золотодобычи на Камчатке произошло еще в 90-е годы. И, как отмечают эксперты, развитие золотодобычи в крае было коррупционным. Местные власти охотно покрывали этот бизнес, явно заинтересованные в его работе. Недаром недавно Генеральная прокуратура России назвала Камчатку в числе десяти самых коррумпированных регионов России.
«То, что Камчатка наконец прозвучала в докладе Генеральной прокуратуры как один из самых коррумпированных регионов России, это очень хорошо! Это означает, что государство всерьёз занялось одним из наших форпостов на Тихом океане. Это означает, что на Камчатке началась зачистка огромной коррупционной сети, создававшейся там не одно десятилетие. Это означает, что государство вскрыло, наконец, коррупционный камчатский нарыв, и на полпути не остановится», - так говорит Илдус Ярулин, доктор политических наук.
Прежний губернатор Владимир Илюхин руководил краем 9 лет, и за это время так и не добился повышения социально-экономического уровня Камчатки. Люди мигрировали с полуострова, не желая жить в бедности.
Зато отлично жилось золотодобытчикам. Как раз они активно заезжали в край, причем, отмечают экологи, в те годы на Камчатку хлынули и иностранцы. В частности, те самые англичане-учредители «Тревожного зарева». Им здесь было раздолье: власть и суды могли закрывать глаза на нарушения, вкладываться особо не надо – ведь нарушения могли и не замечать, ну, а через 6 лет, когда закончится лицензия, можно просто все бросить и уехать. Земля-то не родная.
Татьяна Михайлова, зампред камчатского отделения Русского географического общества, научный сотрудник лаборатории эколого-экономических исследований Камчатского филиала ФГБУН Тихоокеанского института географии ДВО РАН, соглашается с тем, что «толчок развитию золотодобычи» на Камчатке придал пришедший на губернаторство Владимир Илюхин, это прописывалось и в стратегии развития края.
Как рассказывает Сергей Мылов, губернатор Илюхин не раз вызывал смелого эколога, уже тогда активно боровшегося с нарушениями горнорудных производств, на ковер: «Он пробовал меня убедить, чтобы я прекратил эту деятельность в отношении золотодобытчиков. Когда отдельная группа лиц, которая находится в руководстве, лоббирует интересы этих предприятий, - это же сильно видно».
Местным коррупционерам помогал и прежний принцип выдачи лицензий на золотодобычу на Камчатке – разрешения давала Москва. Сейчас, как отметил Юрий Трутнев, полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном округе, эту практику будут менять, чтобы учесть интересы региона. «Федеральные чиновники принимают о чем-то решения в регионах, при этом совершенно не зная регион, - говорит Сергей Мылов. – Золотодобытчики получают готовый участок. Я согласен с Солодовым и Трутневым – вы сначала регион спросите, а что на этом участке находится!».
Сейчас, с приходом к власти на Камчатке нового руководителя Владимира Солодова, уже что-то меняется. По крайней мере, как говорит Сергей Мылов, суды, лишенные своей «крыши» в лице прежней власти, начинают работать честно: пример тому - приостановление деятельности компании «Дальстрой», в работе которой были выявлены серьезные нарушения.
По словам политолога Павла Наливайко, «Владимир Солодов не испугался богатых бизнесменов и вросшихся в регионе элит, а пошёл по пути решения государственных задач и получения вотума доверия от населения. Подход нового руководителя региона ожидаемо понравился не всем. Солодову постепенно стали ставить палки в колёса. Многим не поправилось, что молодой губернатор обрубил коррупционные узлы и обнулил все договорённости».
Владимир Солодов не снижает темпа работы. Кстати, он не отреагировал на предложение золотодобытчиков края о встрече, которую пытался инициировать Алексей Войтов, который ныне трудится в «Тревожном зареве», а когда-то, при бывшем губернаторе Илюхине, занимал посты вице-губернатора и руководителя аппарата губернатора и правительства Камчатского края. И эколог Мылов убежден, что губернатор прав: «К чему какие-то кулуарные разговоры? Встреча должна быть обоюдная - как золотодобытчиков, так и охотпользователей, рыбопромышленников».
«В развитии Камчатки необходимо делать ставку на наши конкурентные преимущества: рыбохозяйственный комплекс, туризм и логистику. На этом регион может и должен зарабатывать, - убежден Владимир Солодов. - Главная наша возможность — формировать правильные ценности, ценности будущего, которые связаны с экологией, с устойчивым «зеленым» развитием экономики».
Минэкономразвития Камчатки уже провело примерную оценку финансовых перспектив региона по итогам визита в край делегации под руководством премьер-министра страны Михаила Мишустина. И уже решено выделить краю 20 млрд рублей. «Это, конечно, беспрецедентная сумма – еще никому не удавалось за такое короткое время привлечь в регион такое количество денежных средств. Реализация проектов, которые стоят за этими средствами, окажет положительное влияние и на социальную сферу, и на экономические показатели Камчатки», - считает врио министра экономического развития края Юлия Морозова.
Ну, а проконтролировать нарушения очень трудно. «Такова специфика этой отрасли. Это такая масонская ложа. Все закрыто. На контакт идут тяжело, - говорит Татьяна Михайлова о золотодобытчиках. - И это серьезные лица. Они будут бороться за сферы влияния, чтобы их отрасль сохранилась».
«Рыба, туризм, логистика, добыча полезных ископаемых - именно в такой последовательности стратегически будет выстроена работа Правительства Камчатского края. Причем все это должно быть логически и бесконфликтно увязано, и мы будем этот паритет выстраивать», - говорит, в свою очередь, врио министра природных ресурсов и экологии Камчатского края Алексей Кумарьков.
11 сентября на Камчатку прилетал глава Минприроды России Дмитрий Кобылкин, который отметил, что нужно выработать разумный баланс между экономическим развитием территории и сохранением ее природного потенциала.
«Дмитрий Кобылкин считает, что Камчатку необходимо сохранить именно в виде заповедной территории, поскольку второй такой территории на Земле нет», - говорит Алексей Кумарьков.
Как считает Кумарьков, «зеленую» экономику на Камчатке «построить можно и нужно, в том числе это зависит и от «верных и взвешенных управленческих решений».
Юрий Соловьев.