Отходы - абсолютное зло или основа для современной индустрии?
Дискуссионный клуб "РОДИНА на НЕВЕ" обсудил возможные пути решения проблем утилизации отходов в Ленинградской области и Санкт-Петербурге. "Для того чтобы решить проблему управления отходами в городе и области, сегодня нужна политическая воля, нужно, чтобы два губернатора договорились, это первое и самое главное", - сказал Валерий Шинкаренко, руководитель партии "РОДИНА" в Ленинградской области. В Ленинградской области и Санкт-Петербурге проблемы переработки отходов, создания и эксплуатации мусорных полигонов, наличия огромного количества незаконных свалок стоят, как нигде, остро. В целом по стране 45% населения считают отходы основной угрозой окружающей среде, а у жителей Северо-Запада Российской Федерации проблемы экологической безопасности регулярно присутствуют в топах волнующих их проблем. Именно поэтому дискуссионный клуб "РОДИНА на НЕВЕ" 14 марта в ИТАР-ТАСС собрал за круглым столом профессионалов мусороперерабатывающей отрасли, специалистов экологов, представителей общественных организаций, представителей муниципальных властей Ленинградской области, журналистов, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию и пути выхода из реального экологического кризиса в регионе. Модераторами заседания дискуссионного клуба выступили Юрий Шевчук, председатель Общественного экологического совета при губернаторе Ленинградской области, и Валерий Шинкаренко, руководитель партии "РОДИНА" в Ленинградской области, который обозначил главные темы заседания: объемы отходов, производимых в двух субъектах Федерации, существующая ситуация с их переработкой, управленческие и экономические проблемы отрасли, вопросы законодательства, регулирующего экологические проблемы. Эксперты согласились, что накопленный экологический ущерб от существующей системы обращения с отходами колоссален и представляет собой большую угрозу экономическому, экологическому и социально-политическому состоянию Ленинградской области и Петербурга. "В среднем 1 кг – 1,1 кг твердых отходов производится в день на жителя Санкт-Петербурга. Если выложить этот мусор в линию, она будет длиной в Московский проспект и высотой в полметра. В год житель Санкт-Петербурга производит 385 кг. 25 тонн мусора производит человек в течение жизни", - привел статистику Юрий Шевчук. Председатель Общественного экологического совета подчеркнул: "Наша задача – доказать, довести до всех лиц, принимающих решения мысль, что необходимо доводить отходы до места, где их можно переработать в товарный продукт и продать. Отходы – это сырье для будущих производств". Однако любые перерабатывающие мощности не беспредельны, поэтому объемы производимого мусора также следует взять под контроль. По мнению председателя Общественной палаты Ленинградской области Юрия Трусова, политику в этой области следует начать с контроля за количеством отходов: "Жилищное строительство ведет нас к увеличению населения, вплоть до 8 млн в Петербурге. Такой прирост приведет к тому, что накопление мусора будет все время опережать возможности по его переработке. Беспорядочное строительство нужно взять под контроль. В области сельского хозяйства нужно больше вовлекать в оборот органику, делая экономически выгодным использование органических удобрений". Юрия Трусова поддержал предприниматель Максим Ветчинников, который подчеркнул, что контролирующие органы успешно справились с нарушениями в сфере размещения отходов сельхозпроизводства, однако в остальных сферах таких успехов почему-то не видно. Журналист-эколог Сергей Лисовский обратил внимание на необходимость экологического просвещения населения: "Нужно целеполагание и обученные кадры. Нужно экологическое просвещение, нужны мозги. Будет чрезвычайно полезно ввести цикл телепрограмм по экологическому обучению и пустить его в прайм-тайм". Говоря о текущем состоянии проблемы, эксперты не обошли вниманием одну из наболевших тем Ленобласти и Петербурга: мусорные полигоны, в том числе, осуществляющие свою деятельность незаконно. Координатора проекта ОНФ "Генеральная уборка" в Ленинградской области Елена Тутынина, владеет самой актуальной и проверенной информацией: "Мы уже сделали рейд по Всеволожскому району, Ломоносовскому. Результат шокирует. У нас целое ожерелье несанкционированных свалок размером с полигоны". Председатель совета директоров СРО "СПАР" Всеволод Хмыров прокомментировал состояние полигона "Новоселки", отравляющего жизнь жителей Приморского района Петербурга неприятным запахом: "Экономические трудности не позволяют выполнять полный перечень экологических мероприятий с этим полигоном, он в тяжелом состоянии. Затянулся процесс дегазации полигона, не осваивается территория около 20 Га, для создания технопарка для отбора вторичных ресурсов. Не развита система сортировки. Бизнесу и власти надо искать совместные подходы, чтобы оздоровить там обстановку". Состояние полигона ухудшают размещенные на нем карты Водоканала. Это подтверждает Роман Казаков, управляющий директор НП "Единая система утилизации отходов": "В Приморский район запах идет не только от твердых коммунальных отходов "Новоселок". Карты Водоканала являются в первую очередь источником неприятного запаха". Многие предприниматели, занимающиеся мусоропереработкой, отмечают ограниченный объем действующих полигонов Евгений Дегтярев, генеральный директор "Новый Свет-ЭКО" сообщает: "У нас произошла корректировка проекта и сегодня мы можем принять 10,5 млн тонн. На 1 января этого года, у нас принято 7,5 млн тонн. Мы принимаем в год где-то 450-500 тысяч тонн. Кстати, пресса и общественность иногда путают тонны и кубы и пишут тонны-кубы, смотришь, они не переводятся, там чушь сплошная, я говорю только в тоннах. Если сегодня мы внедрим сортировку, то мы уже в этом 2017 году можем принять вместо 500, 250 тысяч, то есть уже насилия на полигон, на природу будет меньше. То есть, только сортировка может спасти наше положение. И естественно, открытие новых полигонов". Участники дискуссии подчеркнули, что современные полигоны не соответствуют современным экологическим и природоохранным стандартам. Генеральный директор НИИ "Петрохимтехнология" Борис Леднёв: "Честно говоря, эксплуатировать природу как сегодня мы ее эксплуатируем – нельзя. Мусоровозы просто выезжают, вываливают все и дальше там чайки, крысы, мыши, антисанитария, это тоже уже прошлый век. Стыдно уже просто пользоваться такими технологиями". Говоря о перспективах развития, все участники дискуссии согласились с тем, что решение проблемы управления отходами возможно только при активном сотрудничестве с администраций Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Валерий Шинкаренко: "Мусорные барьеры, буквально разделяющие город и область и ежедневно отравляющие жизнь людей по обе стороны административной границы, есть прямое следствие разделения Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Объединить субъекты и в этом вопросе – наша задача". Борис Леднёв: "Экологический план на оба субъекта должен быть один, мусороперерабатывающие общности должны быть тоже общие. Нам нужен один мусороперерабатывающий оператор. В Петербург приходит инвестор, способный на создание мусороперерабатывающих технологий, но в городе такую деятельность осуществлять нельзя. А место есть в Ленинградской области. Нужно объединить усилия, использовать опыт Москвы и Подмосковья. Нужны политическая воля и шаг. И Ленобласть, и Питер смогут обслуживать 4 мощных современных мусороперерабатывающих предприятия". При этом директор НИИ "Петрохимтехнология" заявил, что его институт мог бы взяться за выполнение такого проекта. Выступающие отметили, что решение проблемы возможно только при создании единой схемы управления отходами двух субъектов, выборе единого регионального оператора отходов, которого требуется определить в соответствии с действующим законодательством в каждом субъекте РФ, создании единообразных органов государственного управления в сфере обращения с отходами в двух субъектах. Другим немаловажным аспектом решения проблемы, является экономическая составляющая процесса переработки отходов. Так председатель совета директоров СРО "СПАР" Всеволод Хмыров внес предложение о необходимости изменения системы оплаты транспортных компаний путем оплаты их работы на местах сдачи отходов: захоронения или обработки, утилизации. Выступающий на заседании руководитель дирекции ТКО ООО "Концессионный центр" Владимир Исаенков отметил, что обеспечение инвестиций в отрасль возможно при наличии четко проработанного проекта в субъектах Федерации, имеющего политическую поддержку власти, четко проработанные этапы реализации, просчитанные экономические объемы. Его компания готова обеспечить привлечение инвестирования в подобные проекты и вести переговоры как с властями, так и с участниками рынка. В ходе дискуссии также было отмечено, что в настоящий момент законодательство в сфере экологии постоянно меняется, и нужна согласованная работа органов власти, бизнес-сообщества, общественных организаций по его применению, адаптации к конкретным условиям региона, инициировании необходимых поправок. Вице-президент Союза профсоюзов России Андрей Плышевский: "Проблема решается простым соблюдением законодательства. В ФЗ №89 запрещено строительство новых полигонов с 2017 года. Кроме того, есть градостроительный кодекс, где четко написано, где и как должны быть расположены мусороперерабатывающие мощности. Законодательная база уже есть, и наши власти обязаны ее выполнять. Два региона сейчас меряются кто круче, а должна быть единая территориальная схема для города и области. Должны быть единые транспортные потоки, единый оператор, единый орган по контролю. Должен быть мощный менеджерский проект, который будут вести региональные власти с привлечением бизнеса и общественности". Также в ходе заседания была отмечена необходимость при размещении производств по переработке и утилизации отходов учитывая особенности геологического строения территорий, исключающие по нормативным документам их строительство. Прежде всего, необходимо учитывать места выклинивания водоносных горизонтов. Вопросы по размещению производств, связанных с переработкой и утилизацией отходов должен решать совместный экспертно-консультативный геологический совет Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Этот вопрос обеспечивает экологическую безопасность не только Ленинградской области и Санкт-Петербурга, но и сопредельных государств. По итогам заседания, участниками собрания принято обращение к губернаторам Ленинградской области и Санкт-Петербурга, включающее предложения участников заседания Дискуссионного клуба по выработке совместной политики двух субъектов Федерации в сфере управления отходами, включению соответствующих изменений в нормативно-правовые акты Ленинградской области и Санкт-Петербурга, шагам, необходимым по нормализации положения на существующих мусорных полигонах города и области. Обращение будет направлено губернаторам и размещено в открытом доступе.