Воздух столицы становится чище: машины меньше чадят
Объем выбросов от автотранспорта снизился в Москве за последние три года более чем на 100 тысяч тонн.Заявление о сокращении автовыхлопов сделала пресс-служба Департамента природопользования и охраны окружающей среды столицы. — За последние два-три года количество выбросов от автотранспорта снизилось более чем на 100 тысяч тонн. Если раньше было около 1 000 000 тонн, то в 2015 году — уже 880 тысяч. Притом что количество автомобилей в городе увеличивается, — рассказали в пресс-службе. В частности, как пояснили в ведомстве, средняя концентрация оксида углерода снизилась в 1,9 раза, а оксида азота — в 2,7 раза. Между тем это основные загрязняющие вещества. Есть снижения и по другим выбросам. Только за 2015 год зафиксировано снижение концентрации оксида углерода на 7 процентов, а оксида азота — на 25 процентов. Кроме того, на 9 процентов уменьшилось содержание диоксида азота, на 20 процентов — диоксида серы, а взвешенных частиц — на 15 процентов. И вот итог: в 2015 году по комплексному показателю индекса загрязнения атмосферы — он рассчитывается по содержанию пяти веществ, включая оксид углерода, диоксид серы, диоксид азота, рекомендованных Всемирной организацией здравоохранения, — уровень загрязнения атмосферного воздуха в Москве оценивался как низкий. — Основной причиной загрязнения воздуха в Москве является автотранспорт — около 93 процентов всех выбросов приходится на него. Еще 7 процентов — на промышленные предприятия, — рассказывает директор природоохранных программ общественного движения «Зеленый патруль» Роман Пукалов. Чтобы добиться улучшения качества городского воздуха, столичные власти развивают общественный транспорт — метро, трамваи, электрички, — улучшает экологические характеристики автобусов. — Так, с сентября 2015 года въезжать в пределы МКАД разрешено только автобусам экологического класса «Евро-3». Кроме того, при переходе на новую систему коммерческих перевозок закуплено около 2 тысяч автобусов экологического класса «Евро-4», — отмечает пресс-служба Департамента природопользования. Кстати, удельные выбросы от общественного транспорта в расчете на одного человека примерно в 20 раз ниже, чем от легкового автомобиля. Позитивно сказались на состоянии московского воздуха ограничение въезда в город грузовиков и повышение связности улично-дорожной сети. Не зря в Москве последовательно реконструируют магистрали и строят развязки. — Свою роль сыграет и переход на моторное топливо «Евро-5», — уверен директор по развитию бизнеса компании «Экостандарт» Николай Кривозерцев. Этот переход, напомним, случился 1 января нынешнего года. Как считают экологи, он позволит уменьшить выброс в атмосферу диоксида серы в 5 раз, повысить ресурс двигателей и систем очистки отработавших выхлопных газов, за счет чего выбросы оксида углерода сократятся на 1,5 тысячи тонн в год, оксидов азота — на 360 тонн в год, летучих органических соединений — на 460 тонн в год. КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ Александр Стрельников, ведущий научный сотрудник ЦНИИП градостроительства: — Ввод в строй МЦК — Московского центрального кольца железной дороги — проект в том числе и экологический. Внутригородские электрички — это принципиально новый для Москвы вид общественного транспорта. К тому же он экологически чистый, ведь поезда ездят на электричестве. Удобные составы стимулируют горожан пересаживаться из автомобилей в общественный транспорт. Андрей Нагибин, глава общественного движения «Зеленый патруль»: — В этом году мы провели исследование, делали отбор проб воздуха — преимущественно вблизи жилых домов, расположенных рядом с промышленными зонами в разных округах столицы. Результаты исследования показали, что воздух в Москве в целом соответствует норме. Совместные усилия государственных органов и экологической общественности приносят свои плоды. СПРАВКА Состояние окружающей среды зависит не только от экологического класса топлива, но и от экологического класса двигателей автомобилей, а также от их возраста. По данным аналитического агентства «Автостат», срок владения автомобилем в России в среднем 12 лет. В Москве — всего 5, почти в 2,5 раза меньше. Более 50 процентов столичного автопарка имеют двигатели «Евро-4» и «Евро-5». Таким образом, относительно высокие доходы горожан способствуют, как это ни парадоксально звучит, сокращению выбросов в атмосферу.