Телемедицина набирает обороты: каждый второй житель России хотел бы посещать врача онлайн
<p dir="ltr" id="docs-internal-guid-d65b4583-7fff-24d6-38a5-a1100f12f24b">Аналитики финансового маркетплейса "Сравни" и группы компаний BestDoctor узнали, как россияне относятся к телемедицине и онлайн-сервисам для здоровья. Для этого они провели исследование методом онлайн-опроса (в июне 2023 г.) и изучили данные пользователей.<br /> <br /> В целом большинство россиян положительно относятся к медицинским онлайн-услугам: 55% хотят консультироваться с врачами онлайн на постоянной основе. Более 20% хотели бы иметь возможность получать в электронном виде результаты анализов и диагностики, еще 18% опрошенных хотят иметь возможность получать экстренные консультации медиков онлайн. Около 10% опрошенных используют мобильные приложения для здоровья, сервисы телемедицины или онлайн-консультации врачей.</p> <p dir="ltr">"Телемедицинские технологии значительно расширили возможности классической медицины за счет удобства и простоты получения медицинских услуг в любой точке мира. Ускоряя процесс консультирования и постановки диагнозов, телемедицина освобождает время пациентов для действительно важного - заботы о здоровье. Согласно результатам исследования, 55% опрошенных выразили желание постоянно получать консультации от врачей в онлайне, и мы можем смело прогнозировать, что эта тенденция будет только усиливаться", - отметил Влад Вольфсон, партнер группы компаний BestDoctor.</p> <p dir="ltr">При этом более половины россиян (58%) уверены, что услуги телемедицины должны оплачиваться работодателем в рамках ДМС, для трети опрошенных (33%) неважно, кто будет оплачивать, и 7% готовы оплачивать услуги самостоятельно.</p> <p dir="ltr">По данным исследования, 60% респондентов готовы хранить основные данные о здоровье (информацию о группе крови, категории здоровья и т.д.) в онлайн-сервисах. 12% опрошенных готовы делиться данными о хронических заболеваниях и травмах, а всего 2% готовы рассказать онлайн-сервисам о генетической предрасположенности к болезням. Не готовы хранить информацию о здоровье в электронных медкнижках 24%.</p> <p dir="ltr">Отказаться от походов в медучреждения и выбрать телемедицину готовы 38%. Среди основных причин - желание избежать долгих очередей, быстрее получать результаты анализов и направления, а также чтобы самостоятельно отслеживать состояние здоровья. Большинство (60%) все еще не готовы полностью перейти на онлайн-формат.</p> <p dir="ltr">Директор по цифровой трансформации бизнеса Европейского медицинского центра Егор Сафрыгин рассказал корреспонденту ComNews: "Если мы говорим о телемедицине 2.0, когда консультации сопровождаются инструментальной диагностикой, то мы переходим на совершенно другой уровень взаимодействия "врач-пациент", когда перед доктором доступ к объективным данным, а не субъективным ощущениям. Это прорыв в телемедицине и возможность для врача убедиться в необходимости тех или иных дальнейших маршрутизаций пациента исходя из комплексного анализа с приборов. Например, инновационный консультационно-диагностический комплекс TytoCare Home, который позволяет производить удаленную диагностику, в том числе измерение температуры тела, сердечного ритма, проверку состояния легких, кожных покровов и даже осмотр ЛОР-органов и полости рта."<br /> <br /> В случае, если пациент не может посетить клинику лично, у него есть две опции: обратиться в клинику по месту пребывания или провести телеконсультацию с врачом, который имеет доступ к его электронной медицинской карте. Благодаря телемедицине есть возможность провести онлайн-прием с врачом для предварительной постановки диагноза и получения рекомендаций для дальнейших действий по месту пребывания. При этом весь процесс лечения проходит под контролем клиники и врача, которым пациент доверяет.</p> <p dir="ltr">Егор Сафрыгин считает, что услуги телемедицины также представляют собой сервисную составляющую: благодаря онлайн-консультациям пациенты могут сэкономить время, получив консультацию не выходя из дома и независимо от их местоположения.</p> <p dir="ltr">"Что касается использования телеконсультаций пациентами по полисам ДМС, то в двух из 10 случаев пациенты первоначально предпочитают провести телеконсультацию. На ней они вместе с врачом определяют необходимость и объем диагностических исследований или после очного визита обращаются за телеконсультацией по коррекции тактики или разъяснениями по результатам полученных анализов и обследования, назначения дальнейшей терапии", - дополнил он.<br /> <br /> Директор клиентского сервиса группы компаний BestDoctor Георгий Кругликов считает, что телемедицина особенно актуальна для маленьких городов в связи с оттоком медицинских специалистов и дефицитом кадров, во многих регионах это одна из немногих возможностей быстро получить консультацию профильного специалиста, однако вопрос доверия действительно стоит остро, тут могут помочь консилиумы "врач-врач", где специалист широкого профиля консультируется с коллегой узкой специальности в присутствии пациента с результатами его обследования.<br /> <br /> "Определенная часть пациентов не привыкла пользоваться цифровыми услугами, и нужно время на выработку новой модели поведения. В этом процессе безусловно требуется популяризация телемедицины с разъяснением преимуществ онлайн-консультаций для населения. Есть и доля тех, кто боится, что медицинские данные могут быть украдены и/или использованы в коммерческих целях - например, для рекламы. Тем не менее мы видим, что этот процент небольшой и значительная часть населения доверяет телемедицинским технологиям. Это, безусловно, позитивная тенденция", - считает он.<br /> <br /> Также он рассказал, что телемедицина не конкурирует с больницами, а дополняет ее на определенном этапе пользовательского пути. К примеру, при необходимости получить второе мнение или консультацию по результатам анализов. Это также отличное решение для регулярных чек-апов и случаев, когда пациенту необходима промежуточная консультация по корректировке дозировок или лечения в целом. То есть мы не говорим о полном замещении очных приемов специалистов, а скорее о симбиозе дистанционной и классической медицины для достижения максимальной оперативности оказания медицинской помощи в любое время и в любом месте. Так, по нашим подсчетам, телемедицинские технологии на 30% снижают количество часов, которые пациент тратит на посещение клиник.<br /> <br /> "Механизм по проверке профессионализма врачей уже давно внедрен во всех крупнейших телемедицинских сервисах. Причем зачастую процесс приема на работу там намного серьезнее, чем в рядовую клинику, - конкуренция за рабочее место очень высокая, а в процессе трудоустройства требуются не только документы об образовании, но и успешное прохождение целого ряда собеседований. Так, при трудоустройстве в виртуальную клинику BestDoctor конкурс составляет более 100 человек на одно место", - заключил он.<br /> <br /> Исполнительный директор Ассоциации менеджеров России Вячеслав Евсеев рассказал, что, по данным, полученным в ходе недавнего опроса членов Ассоциации менеджеров, 88% входящих в деловое объединение компаний предоставляют ДМС сотрудникам. "Мы видим, что отличным решением в такой ситуации может стать вариант ДМС, включающий услуги телемедицины. Сотрудники компании смогут в любое удобное им время быть на связи с лечащим врачом", - отметил он.<br /> <br /> "Как работодатель, мы относимся к оплате услуг телемедицины в рамках ДМС положительно: это удобно, быстро и эффективно. Телемедицина позволяет экономить как рабочее так и личное время, освобождая сотрудника от поездок в поликлиники и на приемы. Отметим также моментальный доступ к самым нужным врачам (дежурные, терапевты и педиатры), которые быстро отвечают на запросы и позволяют заботиться о здоровье в любое время дня и ночи", - высказалась директор по персоналу в Faberlic Екатерина Попова.<br /> <br /> Руководитель отдела кадров в Ostrovok.ru Юлия Федотова считает, что телемедицина была особенно актуальна для наших сотрудников в период пандемии, но и сегодня остается достаточно полезным и востребованным инструментом. Для сотрудников плюсы в скорости получения услуг и большем выборе врачей по разным специальностям. Для некоторых сотрудников эта опция удобнее, так как экономит время - например, сотрудник может пообщаться с врачом онлайн, а затем отправиться в клинику уже для сдачи конкретных анализов.</p>