Из меню ресторанов быстрого питания исчез картофель фри. Почему и когда вернется? На эти вопросы в эфире телеканала «МИР 24» ответил исполнительный директор Картофельного союза Алексей Красильников.
- Так почему из меню большинства предприятий быстрого питания исчез многими любимый гарнир? Неужели картофеля не хватает?
Алексей Красильников: На самом деле, не из большинства, а из отдельных ресторанов, и по разным причинам. Хотя это большие операторы, не будем их называть. Компания, допустим, традиционно закупала и привозила замороженный картофель из Европы. И сейчас причина в том, что этот канал не работает. Другой оператор – преемник большой компании, вошел на наш рынок только весной. И, наверное, коллеги не нашли общих договоренностей с поставщиками, переработчиками этого картофеля фри. Потому что были перенастроены контрактные обязательства, или они могли кого-то не устроить. Поэтому такой сбой в определенный момент наблюдается. Я думаю, через месяц, даже меньше, эта проблема будет полностью снята.
Мало того, я скажу, что один из крупнейших наших переработчиков, производитель картофеля фри, который, мягко говоря, доминирует на рынке, предполагает в ближайшей перспективе запустить вторую линию по производству такого картофеля. И, с учетом этой второй линии, производство картофеля фри достигнет только у этого предприятия около 200 тыс. тонн готового продукта. Что полностью покроет потребности всех предприятий HoReCa. Да и, возможно, останется ресурс для экспорта.
- А из какого картофеля картофель фри готовят, из каких сортов? И почему другие не годятся?
Алексей Красильников: Тут есть определенный момент, тоже уникальный. Во-первых, картофель фри производится из определенных сортов, с высоким содержанием сухих веществ. Но есть еще куча других параметров, в том числе и вкусовых, глубина залегания глазков, длина этого клубня. Но в целом предприятие старается закупать картофель одного, максимум двух сортов. Для того, чтобы вкусовые качества этого продукта, уже непосредственно продаваемого потребителю, были одинаковыми на предприятиях Москвы или Красноярска или Сочи, условно говоря.
Хотя, надо отдать должное, что многие предприятия HoReCa имеют зарубежное происхождение и, собственно говоря, отдают предпочтение зарубежным сортам. И проводились исследования нашими и сельхозпроизводителями, и научными организациями. По одному из исследований, наибольший балл по качеству и другим параметрам показали сорта белорусского происхождения. Типа «журавинка», «бриз» и так далее.
Но зарубежные сети предпочитают закупать картофель зарубежных сортов. И, надо отдать должное, один из сортов, допустим, «инноватор» – это голландский сорт, он занимает, по данным Россельхозцентра, пятую позицию среди сортов сертифицированных, соответственно, выращиваемых на полях России.
- В России много производится специального картофеля? Какие потребности в нем в нашей стране?
Алексей Красильников: Потребности я вам уже обозначил. Это около 200 тыс. тонн. В частности, у одной из бывших крупнейших популярных сетей потребность была на уровне 70-75 тыс. тонн. И, собственно говоря, ее потребности полностью закрывались. Сейчас произошла смена собственника – все-таки, это реформа. Я думаю, эти моменты будут в ближайшее время улажены.
- А как этот дефицит отразился на оптовых ценах?
Алексей Красильников: На оптовых ценах этот дефицит никак не отразился. Сейчас уже начал поступать на рынок ранний картофель российского происхождения, речь идет о столовых сортах. Сейчас цена стремительно падает, и у сельхозпроизводителей она составляет на уровне 10 – максимум 20 рублей. Мало того, в этом сезоне к нам стал поступать картофель из Херсонской области, которая начинает активно конкурировать с отечественными сельхозпроизводителями. В том числе сорта для переработки, жарки и так далее. Поэтому мы считаем, что в ближайшее время эта проблема, если ее можно так назвать, будет решена или сглажена до нуля.
- А раньше проблема дефицита возникала? Как с ней справлялись?
Алексей Красильников: Вы знаете, до определенных моментов картофель фри в львиной доле поставлялся из-за рубежа. При этом речь шла о Польше, Бельгии, частично Голландии. Но с учетом ввода новых предприятий, в том числе в Липецкой области, картофель фри начал в большой степени производиться нашими сельхозпроизводителями, перерабатываться на наших емкостях. И импорт существенно снизился. С учетом последних событий, он, наверное, сейчас опустился до нулевого уровня.
- Сообщалось, что в меню ресторанов картофель вернется с осени, когда в России поспеет новый урожай. Насколько его хватит? На весь год? Не возникнет ли повторно такая ситуация?
Алексей Красильников: Нет, не возникнет. Я уже обозначил то, что у нас будут введены дополнительные мощности по переработке, это раз. Да, в прошлом году был определенный неурожай по погодным условиям, и наблюдался дефицит крупного отборного картофеля, по длине клубня. И были определенные претензии со стороны и торговых сетей, и переработчиков. Часть вопросов мы решили.
В этом году, по данным Минсельхоза, площади по картофелю увеличены на 20 тысяч гектаров. Это значит, что при средней урожайности плюсом у нас будет как минимум 400 тыс. тонн. А, возвращаясь к особенностям прошлого года, про которые говорили отдельные производители. Я напомню, что года три-четыре назад в Европе сложилась похожая погодная ситуация, и у них не было длинного отборного картофеля. Европейские предприятия HoReCa и, соответственно, переработчики и производители, достигли договоренности и пошли навстречу, снизив требования и стандарты по длине соломки на пару сантиметров. И, собственно говоря, никаких проблем не возникло.
На сегодняшний момент погодные условия благоприятствуют вегетации картофеля на российских полях, и мы ожидаем неплохой урожай. Минсельхоз озвучивает это, без учета урожая в хозяйствах населения, на уровне 6 млн 800 тыс. тонн. По данным экспертов Картофельного союза, это, наверное, будет чуть больше, чем 7 млн тонн. Если, конечно, нам не испортят ситуацию погодные условия в предстоящие два-три месяца.